Следующие один за другим провалы внешнеполитических инициатив Сеула привели к тому, что сейчас практически везде в политических кругах Южной Кореи, включая правящий лагерь, говорят о полном фиаско дипломатии нового правительства во главе с президентом Ли Мен Баком.
Как отмечают южнокорейские политологи, Сеул всего лишь за четыре месяца правления Ли Мен Бака потерпел крах во всех начинаниях в отношении почти всех наиболее важных для Республики Корея стран, включая США, Японию, Китай и Северную Корею.
Во-первых, несмотря на явно проамериканский настрой президента Ли Мен Бака отношения с Вашингтоном осложнились из-за массовых протестов корейской общественности, которые привели к параличу политической жизни в Корее в течение двух месяцев и продолжаются, правда в сильно ослабленном виде, до сих пор. Недовольство корейской публики началось из-за решения снять все ограничения на импорт говядины из США, которая, как утверждают противники ее ввоза, может стать причиной смертельно опасных для человека болезней. В результате пришлось даже перенести визит президента США Джорджа Буша в Сеул с июня на август.
Кроме того, сейчас в Сеуле говорят, что Вашингтон нанес удар в спину Южной Кореи, когда ряд официальных структур США назвали архипелаг Токто "спорной территорией с неопределенным суверенитетом", а также сменили корейское наименование Токто на нейтральное Лианкурские острова. Как известно, на эту территорию претендует еще и Япония, которая считает ее незаконно оккупированной Южной Кореей. Официальный Вашингтон же заявил, что придерживается нейтралитета в этом споре между Японией и Кореей, но, как отмечают корейцы, корейские названия стали заменяться на иные почему-то именно сейчас. Причину этого в Сеуле видят в успешном лоббировании со стороны Токио.
Во-вторых, отношения с Японией резко ухудшились из-за только что упомянутого территориального спора. Ли Мен Бак в самом начале всячески демонстрировал Токио, что он намерен выстраивать конструктивные отношения с соседом и особо не вспоминать о таких омрачающих двусторонние отношения вопросах, как трактовка истории и территориальный спор вокруг Токто. Южная Корея при этом сделала с приходом Ли к власти ряд положительных жестов в сторону Токио - японский премьер стал первым зарубежным главой, с кем Ли Мен Бак пообщался после официального вступления в должность президента. Кроме того, Ли после поездки в США несмотря на настоятельные "намеки" Пекина выбрал все-таки Токио как следующее место своего официального визита. Все, как говорят теперь в Сеуле, прошло впустую. О территориальном споре вспомнила Япония, рекомендовав своим учителям называть архипелаг "незаконно оккупированной иностранной державой японской территорией". Сеул же теперь в ответ проводит ответные демарши на всех уровнях - начиная от отзыва своего посла из Японии до военных учений в районе архипелага.
В-третьих, произошла определенная осечка и с Китаем. После визита Ли Мен Бака в Пекин вопреки радужным официальным заявлениям корейские СМИ нашли целых пять эпизодов, где Китай выразил свое жесткое недовольство Сеулом. Главным из них стало заявление представителя китайского МИДа накануне приезда Ли Мен Бака в Пекин о том, что "американо-южнокорейский альянс является устаревшим механизмом эпохи Холодной войны". Примечательно, что южнокорейский МИД попытался интерпретировать высказывания в выгодном для себя направлении, намекнув, что китайского пресс-секретаря, мол, не так поняли и высказывал он, дескать, только свое личное мнение. Однако уже на следующий день Пекин сказал, что поняли все правильно и заявление отражает официальную позицию Китая.
В-четвертых, и без того осложнившееся с приходом к власти консервативного Ли Мен Бака отношения между Сеулом и Пхеньяном недавно откатились к полному охлаждению и противостоянию. Конкретным поводом стало убийство северокорейским пограничником южнокорейской туристки, которая зашла в запретную зону на горном курорте Кымгансан. КНДР обвинила во всем Юг и отказывается проводить совместное расследование инцидента. Для Ли Мен Бака же большим ударом стало то, что именно в день инцидента от объявил, что готов у диалогу и сотрудничеству с Севером. Теперь это не вспоминают. На международной сцене же представители Юга и Севера Кореи теперь борются за то, чтобы заручиться поддержкой со стороны международной общественности. Так, в ходе недавно прошедшего в Сингапуре Азиатского форума безопасности Южная Корея настаивала на включении в текст итогового заявления призыв к КНДР сотрудничать в деле расследования убийства туристки, тогда как Пхеньян добивался упоминания о необходимости выполнять ранее подписанные проекты межкорейского сотрудничества. В итоге представители страны-организатора - Сингапура - предпочли не втягиваться в этот спор и не включили ни одно и из предложений - ни то, что было от Севера, ни южнокорейское. В Сеуле, однако, это восприняли как поражение своей дипломатии.
Как заметил "РГ" один сотрудников корейского правительства: "В последнее время у нас наблюдается провал по всем основным направлениям внешней политики - США, Япония, Китай, КНДР. Это сочетание как ошибок руководства, так и катастрофического невезения. Из ключевых для нас стран только с Россией пока, слава Богу, ничего не произошло плохого. Да и то ходят слухи, что Москва на нас обиделась за то, что президент Ли Мен Бак до сих пор не посетил Россию, несмотря на неоднократные приглашения, побывав при этом во всех других основных государствах". Собеседник при этом признал, что в отношении запланированного на конец сентября российско-южнокорейского саммита в Сеуле строят большие надежды, иначе "провал дипломатии Южной Кореи будет просто стопроцентным".
Однако вне зависимости от результатов поездки Ли Мен Бака в Россию уже сейчас практически открыто на всех уровнях власти в Южной Корее говорят о том, что "полетят головы" и в отставку идут ключевые фигуры, которые отвечают за выработку и реализацию внешней политики Сеула. В качестве первых кандидатур на звание "виноватых" называются посол Южной Кореи в США Ли Тхэ Сик, министр иностранных дел и внешней торговли Ю Мен Хван и министр объединения Ким Ха Чжун. Первому вменяют то, что он проглядел то, как США меняют корейские названия на картах на иные, второго требуют отправить в отставку как дипломата № 1, отвечающего на всю внешнюю политику, а третьему указывают на кризис в отношениях с КНДР. Иногда поговаривают, что придется сменить и помощника президента Южной Кореи по вопросам внешней политики и безопасности Ким Сон Хвана, но его может спасти то, что он лишь недавно вступил на этот пост и даже при всем желании за время нахождения в должности не успел бы ничего изменить.