В крае сокращается количество сиротских учреждений за счет развития института приемной или замещающей семьи. На его поддержку выделены значительные бюджетные средства.
Однако новые приоритеты социальной политики только усугубили положение учреждений, традиционно занимавшихся вопросами профилактики безнадзорности и помощи неблагополучным семьям.
Какими последствиями может обернуться такой перегиб, выясняла корреспондент "РГ".
Обмену и возврату подлежат
По данным Росстата, отмены решений о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи, принимают угрожающие масштабы. Только в Ставропольском крае в прошлом году в сиротские учреждения были возвращены 73 ребенка. Наиболее распространенные причины - жестокое обращение, из-за которого ребенка забирают по требованию органов опеки и попечительства, а также инициатива самих усыновителей, опекунов, попечителей и приемных родителей.
Но и без того армия сирот постоянно пополняется. По словам министра труда и социальной защиты населения Ставропольского края Алексея Карабута, сегодня на учете в краевых управлениях соцзащиты стоят около трех с половиной тысяч семей, признанных социально неблагополучными, в них проживают почти семь тысяч детей. Только в течение первого квартала этого года впервые поставлена на учет 281 семья, в которой растут 555 ребятишек.
Все они - потенциальные обитатели детских домов и интернатов. Но спасти их - не довести дело до лишения родительских прав - еще можно.
Одним из главных условий так называемой профилактической работы с семьей является наличие специализированных учреждений - социальных приютов и социально-реабилитационных учреждений, в которых работают профессиональные педагоги и психологи. Однако в крае отмечается острый дефицит таких мест.
- В настоящее время их только 28 процентов от потребности, - констатирует министр. - За последние два года не было создано ни одного нового учреждения. При этом две территории края - Ессентуки и Минераловодский район - вообще не имеют самостоятельных служб по работе с семьей и детьми.
Открытие новых напрямую связано с возможностями бюджета края. Однако отсутствие средств может с лихвой компенсироваться заинтересованностью муниципалов и их желанием найти соответствующие здания.
- Увы, руководители некоторых территорий зачастую если и предлагают нам помещения, то такие, которые не решают проблему, а только усугубляют ее, - говорит Алексей Карабут. - Затраты на осуществление ремонтов в предлагаемых нам зданиях по цене равносильны строительству новых.
В течение нескольких лет перед администрациями территорий поднимался вопрос об открытии социального приюта в Пятигорске и социально-реабилитационных центров в Ессентуках и Минеральных Водах. Но дело пока не сдвинулось с мертвой точки.
Более того, в Ставрополе и Пятигорске есть учреждения, которые находятся на грани закрытия из-за того, что органы местного самоуправления выселяют их из занимаемых помещений.
Место для фантазии
Не имея финансовой возможности создавать в территориях края социальные приюты в статусе самостоятельных юридических учреждений, краевое министерство труда и соцзащиты населения (МТСЗН) пытается увеличить количество услуг за счет внедрения новых форм работы.
- В частности, проблему увеличения койко-мест мы решили за счет создания семейных воспитательных групп, - рассказывает начальник отдела социальной защиты материнства, отцовства и детства МТСЗН Зоя Левченко. - С января 2008 года их открыто 13, в общей сложности на 39 мест. При таком способе временного устройства детей мы можем в течение года в среднем дополнительно обслужить около 100 детей.
Контролировать ситуацию с безнадзорностью помогают участковые социальные службы и выездные бригады, которые работают не по месту расположения учреждения, а по месту жительства семьи. В состав мобильных групп входят юристы, психологи, педагоги-психологи, социальные педагоги, специалисты по социальной работе, а также специалисты управлений труда и социальной защиты населения. Они выявляют семьи, нуждающиеся в поддержке, оказывают посильную помощь, осуществляют патронаж состоящих на учете.
Наиболее же дешевый в плане экономических затрат способ, к которому вынуждено прибегать министерство, - это создание службы по работе с семьей и детьми на базе центров социального обслуживания. Так, при Минераловодском центре в нагрузку специалистам, работающим с гражданами пожилого возраста и инвалидами, вменены функции по выявлению и оказанию помощи семьям с детьми. Пятигорский центр в течение нескольких лет содержал отделение профилактики за счет средств, вырученных от платных услуг. В Ессентуках вся работа осуществляется специалистами Управления труда и социальной защиты населения.
Послание казне
- Естественно, - признается Зоя Левченко, - возможности таких служб значительно уступают возможностям самостоятельных учреждений социального обслуживания семьи и детей. Службы мы вынуждены размещать в комнатах центров социального обслуживания населения. Оставляет желать лучшего и профессиональная компетентность специалистов по профилактике безнадзорности, работающих в управлениях.
Дело в том, что управления труда и социальной защиты населения до 2008 года находились в структуре муниципальных органов, а под юрисдикцию минтруда перешли с этого года. Поэтому они недостаточно обеспечены кадрами для проведения профилактической работы. Помимо этих функций в нагрузку им сейчас еще вменен и целый перечень обязанностей, не связанных с этим направлением деятельности.
- Такие полумеры сказываются на качестве работы, - комментирует Алексей Карабут. - Поэтому при формировании бюджета на 2009 год мы намерены вносить предложения по выделению дополнительных средств на развитие действующих учреждений, а также увеличение штатных единиц управлениям. Кроме того, одной из причин слабой работы по профилактике безнадзорности и правонарушений названо отсутствие должного взаимодействия между субъектами. Мы действительно разобщены как на краевом, так и на муниципальных уровнях. Урегулировать межведомственные отношения только действующим федеральным законом все еще не удается, поэтому мы предложили депутатам подготовить краевой нормативный документ, способный узаконить и детализировать межведомственные отношения.
Людмила Свинаренко, директор Ипатовского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних "Причал":
- Замещающих родителей за рубежом называют "специалистами по потерям": ребенок, который пережил потерю своей родной семьи, никогда не будет в полной мере воспринимать, ощущать, чувствовать то же самое, что и биологический. Это не отменяет самых глубоких привязанностей к новой семье, но память, в том числе и на уровне подсознания, о прошлом опыте всегда будет. И вопросы "А чей я?", "Каким я должен быть?" тоже будут периодически возникать. Это надо понимать, принимать и попросту уметь чувствовать, стараться профессионально реагировать. Для помощи такому ребенку нужна тесная связь "родителя"-профессионала со специалистами других помогающих профессий - соцпедагогами, врачами, учителями, психологами. Сочетание ресурсов семьи и специалистов, собранных вместе, позволяет наилучшим образом обеспечить потребности развития ребенка. Именно такая практика развивается на базе учреждений соцзащиты: здесь есть все профессионалы, проводится пошаговая работа и с кровной семьей, и с новой семьей, и с ребенком. Поэтому думать, что мы искореним сиротство только благодаря патронатным семьям, совершенно неправильно.