На празднование своего дня рождения люди реагируют по-разному: кто-то грустит, что вот, еще один год и прошел. А кто-то принимается за новые дела, совершает неожиданные шаги и идет на эксперименты. Как, например, Диана Арбенина, лидер популярных и непредсказуемых "Ночных снайперов".
Меньше месяца назад Арбенина отметила свое 34-летие, причем как водится - на сцене. Вначале выступила в Санкт-Петербурге, где живет. А затем уже в Москве, где праздновать выгодно и по творческим и по коммерческим обстоятельствам: поздравить на сцену выходят друзья - популярные артисты, отчего праздновать еще веселее и куражнее. Да и гонорары в столице, как правило, выше... В начале августа "Ночные снайперы" снова сыграли сольный концерт в Москве, причем Диана Арбенина представила в акустике новую песню "Дрессированные чудом". И сообщила, что скоро группа отправится в юбилейный тур, в честь 15-летия. Причем играть "Ночные снайперы" будут программу своей последней премьеры, получившей название "Акустический роман".
Первыми ее увидели зрители в Москве. Неожиданностей хватало: басист вышел на сцену с контрабасом, а сама Диана вдохновенно и артистично аккомпанировала себе на рояле, в частности в реквиеме Марины Цветаевой "Уж, сколько их упало в эту бездну..." Новая программа оказалась поделена на три части. Вначале Арбенина пела и играла сольно, затем читала фрагменты своей книги стихов "Дезертир сна. Я читаю" под аккомпанемент музыкантов группы. А в третьем отделении "Ночные снайперы" мощно выступили уже в полном составе. Словом, получилась очень ретроспективная и мудрая режиссура для юбилейного тура группы, песни которой опираются на драматургичную, романтичную и искреннюю поэзию и на разноплановую, качественную музыку.
Впрочем, в августе "Ночные снайперы" еще отыграют несколько концертов в Крыму, причем постараются побывать во всех относительно крупных городах. Думаю, что у этого тура есть и несомненная культурная миссия - стихи Арбениной вполне достойны попасть в учебники русского языка и в хрестоматии современной поэзии. Возможно, в России, возможно, и на Украине, в Крыму...
А после возвращения и краткого отдыха "Ночные снайперы" отправятся уже на гастроли по 16 городам России. Закроют свой "Акустический роман" Арбенина и компания уже 4 ноября, концертом в столице Беларуси Минске.
Российская газета: Накануне дня рождения вы говорили мне, что мечтаете просто поехать по России с гитарой. Похоже, эти мечты сбываются?
Диана Арбенина: Да, я хотела взять просто акустическую гитару, сесть в поезд и просто махнуть по городам. Сегодня мне это интереснее, нежели писать следующий электрический альбом. Пока хочется ездить, путешествовать, петь, общаться с еще не знакомыми людьми...
РГ: ...как в начале карьеры "Ночных снайперов", когда вы были дуэтом со Светланой Сургановой и возили гитары и скрипки с собой в купе, отправляясь на очередной концерт или локальный рок-фестиваль?
Арбенина: Конечно! Мы же все иногда возвращаемся в детство. Кто-то в него впал, кто-то - нет, кто-то - впадает... Кстати, и новый альбом я пока не хочу записывать, ведь мне очень нравится играть песни с "Бонни и Клайда". Хотя сочиняю постоянно как сумасшедшая (улыбается), но запираться в студии пока не намерена. И вообще, я не считаю, что каждый год необходимо записывать по альбому или два. Мы же не спортсмены?! К рекордам не стремимся?! По крайней мере, я не стремлюсь. Мне интересно было бы петь и песни Владимира Высоцкого, Анни Леннокс. В концертах, не записывая, может, на дисках, ведь есть каста продюсеров и владельцев прав - надо с ними договариваться, чтобы в итоге не разориться на выплате авторских. А иногда петь их песни на концертах мне пока не запрещали.
РГ: Не случайно: наверное исполнение понравилось?! Ведь это тоже важно для продюсеров. А для зрителей, по-вашему, что самое важное?
Арбенина: Мы редко готовимся к концертам заранее. Вот и на "Нашествии": накануне нашего сета я глянула со сцены, и сразу стало ясно, что нам играть. Раньше я воспринимала подобные фестивали как творческий отчет, но потом поняла: это просто праздник. И - все! Не надо выпендриваться! Это действительно приключение. И надо все так и воспринимать. Хотя, например, я очень не люблю на фестивалях тупую и пьяную публику - потому что у нее потом ничего не остается в глазах.
РГ: После участия в телепроекте "Две звезды" вас, наверное, нередко спрашивают: "А где же Евгений Дятлов? (киноактер и партнер Дианы по шоу, теперь и сам нередко выступающий с концертами, в которых исполняет романсы. - Прим. А.А.)
Арбенина: Спрашивают. Но телепроект уже завершен. Мне он понравился, несмотря на то, что я насмотрелась там на какое-то бешеное количество попсы. Это абсолютно специфический жанр, такие люди... ну (закашливается), в общем, стоило увидеть их кулуары... Что касается всего остального, то я пела те песни, которые мне незазорно было исполнить. Того же Владимира Семеновича Высоцкого. Уходили мы поздно, никаких дублей не было, в студии шел "живой" звук. Работа была тяжелая, хорошая.
РГ: В год 15-летия группы о чем-то жалеете?
Арбенина: Вот моя мама говорит: "Почему ты не пошла работать по специальности - преподавать русский язык как иностранный? Но я занимаюсь сегодня тем, о чем и мечтала. И чувствую свою ответственность за это. Хотя не всегда: я - очень взрывная, непростой человек. Но я - живая!
Я хочу, чтобы мой слушатель был умный, ироничный и готовый на поступки. Может, и благодаря песням "Ночных снайперов". И еще хочу, чтобы он не был лохом и быдлом. Как этого добиться наверняка? Я сама пока не очень мудрая. Как сделать так, чтобы люди становились добрее? Тоже не знаю. Вот моей бабушке в этом году исполняется 90, может быть, она уже и ответила бы на этот вопрос... Но твердо скажу за нашу группу: "Если мы кому-то помогаем, то мне это приятно".
Мы бросаем зерно в благодатную и благодарную почву, поскольку я считаю, что она - именно такая. И на самом деле я очень верю в людей. Причем они все разные, мы даже дышим по-разному. И не важно, понимают ли нас одинаково, ведь единого критерия не существует. Например, я пою "31-ю весну" о своем, другие понимают ее как-то иначе... Но если человек не способен понять и может профукать то, о чем мы поем, то это уж, как говорится, что поделать...