В очередной раз в северной столице Приамурья подорожало топливо. Теперь литр бензина АИ-76 стоит 26 рублей. Частные перевозчики заявляют о намерении отказаться от перевозок пассажиров, так как их прибыль близка к нулю.
При этом тарифы на проезд в автобусе остаются прежними. Корреспондент "РГ" узнал, на чем экономят водители автобусов и как это отражается на жителях северной столицы Приамурья.
Сегодня тындинский пассажир платит за одну поездку в общественном транспорте 12 рублей. В день один автобус перевозит чуть более двухсот пассажиров, а выручка в среднем составляет 2500 рублей. С этих денег водитель должен заплатить за бензин, запчасти, медицинский осмотр, стоянку в парке и уже оставшиеся средства распределить между собой и кондуктором. Для заправки автобуса "ПАЗ" необходимо 70 литров топлива. В пересчете на рубли по ценам последней декады июля получается 1750 рублей, тогда как еще полгода назад это же количество бензина можно было купить за 1400. С начала года он подорожал на 25 процентов, тогда как тарифы на проезд остались на том же уровне.
- Тарифы на проезд в автобусах и маршрутных такси утверждают один раз в год в областном центре. Когда принимали решение о том, что одна поездка будет стоить 12 рублей, исходили из цены одного литра бензина 18 рублей. Сегодня проезд должен стоить не меньше 15 рублей, - говорит корреспонденту "РГ" начальник МУП "Автотранссервис" Сергей Геращенко. - Хотя мы прекрасно понимаем, что поднимать цены на проезд до бесконечности нет никакого смысла. Ну сделаем проезд 20 рублей - кто тогда будет ездить? Люди пойдут пешком, и мы окончательно потеряем своего пассажира.
Проблемы с пассажиропотоком остро стоят перед многими частными перевозчиками. Если на маршрутах, которые соединяют крупные микрорайоны с центром города и железнодорожным вокзалом, наполняемость хорошая, то автобусы, отправляющиеся во временные поселки, ходят полупустыми. Закрыть нерентабельные маршруты не дает городская администрация. По мнению чиновников, без автобусов люди окажутся изолированными от центра города, и больше всего от этого пострадают пенсионеры и школьники.
- Очень много льготников возим, компенсация за их проезд не покрывает всех затрат, - говорит водитель Владимир Гречихин. - И потом районные города нельзя сравнивать с Благовещенском, где наполняемость автобусов раза в четыре больше, чем у нас. В Тынде пассажиры есть утром и вечером, а весь день автобус возит воздух. Получается, что машина работает вхолостую, но бензин ведь она тратит.
В целях экономии большинство частных перевозчиков отказались от кондукторов, теперь пассажиры напрямую рассчитываются с шофером. Как говорят работники Госавтоинспекции, прием денег за проезд отвлекает водителей от дорожного движения, и они теряют бдительность. Летом часть перевозчиков экономят и на стоянке автобусов, оставляя машину на улице, однако зимой без теплого бокса не обойтись. На нерентабельных маршрутах увеличивается интервал движения и сокращается время курсирования. Многие автобусы прекращают движение уже в 20 часов, притом что раньше в Тынде на общественном транспорте можно было уехать и в полночь.
- Можно было ездить хоть круглые сутки, главное, чтобы был пассажир, а после восьми часов вечера людей на остановках практически нет. К нам обращались с просьбой пустить рейсы к приходу пассажирских поездов поздним вечером, но большинство пользуется услугами такси, где стоимость проезда компании из четырех человек такая же, как в автобусе, - объясняет водитель Игорь Смирнов.
Перевозчики считают, что без повышения цен на проезд многие водители откажутся работать на общественном транспорте из-за низких доходов и перейдут в строительные компании или на железную дорогу, где высокие зарплаты. Однако поднять тарифы в ближайшие месяцы не получится, так как цены на проезд в общественном транспорте утверждаются один раз в год. За это же время, по прогнозам в августе, поставщики снова поменяют ценники на АЗС, литр бензина может подорожать еще на рубль.
Николай Тумановский, заместитель начальника отдела транспорта администрации Тынды:
- Администрация города только проводит конкурсы на выполнение пассажирских перевозок, оказывать финансовую поддержку частным перевозчикам мы не можем. Хотя, безусловно, следим за регулярностью движения и количеством автобусов. На данный момент никто из перевозчиков не уходит с того или иного маршрута в связи с подорожанием бензина. Сейчас все маршруты распределены. Безусловно, увеличение стоимости бензина значительно сокращает доходы перевозчиков, но повлиять на цену топлива мы не можем.