Российские власти не могут прийти к единому мнению о судьбе НДС

Правительство рассчитывает до 26 августа направить проект бюджета на рассмотрение в Думу. При этом по-прежнему без ответа остается вопрос, исходя из какой ставки НДС минфин верстал главный финансовый документ. Еще 1 августа минфин и минэкономразвития должны были представить в правительство согласованные предложения по снижению ставки налога. Минэкономразвития в установленные сроки обнародовал свои расчеты. Минфин же перенес сроки внесения в правительство финансового плана и предложений по НДС на 8 августа. Однако события вокруг Южной Осетии отодвинули эту тему на второй план.

Напомним, что в доработанной концепции развития России до 2020 года, представленной министерством экономического развития и торговли, рассматриваются два варианта реформы НДС. Во-первых, введение единой ставки НДС в 12 процентов. Во-вторых, снижение налога до 14 процентов с сохранением льготной ставки 10 процентов по отдельным группам товаров (продовольственные и детские товары, лекарственные средства, полиграфическая продукция). Как отмечается в документе, оба варианта приведут к выпадению доходов федерального бюджета. При унификации ставки НДС на уровне 12 процентов в первый год налоговой реформы прямые выпадающие доходы оцениваются в 2 процента ВВП. При сокращении ставки до 14 процентов с сохранением льготной ставки выпадающие доходы будут ниже и составят около 1,3 процента ВВП.

Основной объем выпадающих доходов будет приходиться на обрабатывающие производства, добычу полезных ископаемых, оптовую и розничную торговлю, строительство, транспорт и связь. В этих отраслях положительный эффект, по мнению минэкономразвития, будет максимальным. В то же время такие отрасли, как сельское хозяйство, образование и здравоохранение, будут менее подвержены влиянию снижения ставки.

На минувшей неделе министр финансов Алексей Кудрин еще раз обозначил, что позиция минфина касательно планов минэкономразвития осталась неизменной. Он выступил против снижения НДС с учетом планов по дальнейшему наращиванию расходов. Кроме того, снижение ставки налога, по мнению министра, будет выгодным и для сферы услуг, такой, как транспорт и связь, которые сейчас развиваются быстрыми темпами. "Основной прирост, возможно, придется на эти отрасли", - цитирует Алексея Кудрина агентство Прайм-ТАСС. Он отметил, что в структуре плательщиков налога на перерабатывающую отрасль приходится лишь 15 процентов, поэтому его снижение не будет играть существенной роли. В условиях, когда спрос превышает темпы производства, в России снижение налога на потребление приведет к еще большему темпу роста спроса и соответственно к дальнейшему перегреву экономики. "Фактически тогда мы перейдем от перегрева экономики к ее перенакалу", - сказал министр. В то же время основные сферы, которые требуют увеличения расходов, - это здравоохранение, пенсионная система и дорожное строительство. Снизив НДС, фактически придется думать о сокращении расходов на эти сферы. Министр также отметил, что в связи с этим трудно будет реализовать все предложения об увеличении в процентах ВВП расходов, которые сформулированы в концепции развития России до 2020 года.

Если НДС все-таки снизят, то это сразу же ударит по бюджетным доходам. А минфин и без того ожидает, что по отношению к ВВП поступления в казну сократятся с 21 процента в этом году до 18 процентов в 2011 году. Обусловлено это будет почти двукратным уменьшением доли нефтегазовых доходов относительно ВВП. В ведомстве Алексея Кудрина считают, что к 2011 году цена продаваемой Россией нефти марки "Юралс" упадет до 72 долларов за баррель. Но, по расчетам минфина, бюджет все равно останется профицитным, хотя преобладание доходов над расходами не превысит 1 процент.

Аналитики согласны с тем, что возможное снижение ставки во многом зависит от того, каким будет прогноз цены на нефть. Ведь главным аргументом минфина остается тот факт, что НДС обеспечивает наполнение казны независимо от того, падают цены на нефть или растут. Как не раз говорил Алексей Кудрин, налог на добавленную стоимость - "подушка безопасности" для страны на случай снижения цен на углеводороды.

Отметим, что, расходясь во мнениях относительно того, нужно ли снижать налог, минфин и минэкономразвития дают схожий прогноз цен на нефть. В концепции развития России до 2020 года говорится, что цена на нефть марки "Юралс" после достижения максимума в 2008 году (112 долларов за баррель) в течение трех последующих лет будет снижаться и достигнет в 2011 году 88 долларов в связи с прогнозируемым вводом мощностей нефтедобычи и нефтепереработки, ростом инвестиций в научные исследования и развитие нефтяной отрасли, а также ослаблением спекулятивной составляющей конъюнктуры и замедлением роста мирового спроса. В последующие годы предполагается, что рост издержек, связанных с ухудшением условий добычи, будет определять рост цен на нефть, на 1-2 процента опережающий уровень инфляции.

Однако перспективы динамики цен на энергоносители очень неопределенны. Весьма вероятны как сценарий более резкого снижения цен на нефть уже с 2009-2010 годов (цена сократится к 2011 году до 75 долларов за баррель), так и сохранение тенденции их роста (рост до 130 долларов за баррель к 2010 году).