Художнику Сергею Краснову присвоено звание "Народный художник Башкортостана"

Указом главы республики Сергею Краснову присвоено звание "Народный художник Башкортостана".

Работы классика башкирской живописи, единственного в Башкортостане действительного члена Российской академии художеств Сергея Краснова хранятся в муниципальных и частных собраниях России, Америки, Австрии, Германии, Голландии, Франции, Испании и Израиля.

В начале двадцатого века крестьянин Иосиф Рябов нарек родную деревню по причине ежегодного ее подтопления вешними водами Венецией. Деревушка в Дюртюлинском районе Башкирии до сих пор носит это экзотическое имя. В конце века его внук художник Сергей Краснов всем сердцем влюбляется в итальянскую Венецию и пишет по памяти десятки работ, посвященных вечному городу-карнавалу. Примечательно, что именно в Италии находится большинство произведений выдающегося уфимского живописца. Кстати, именно для тамошнего издания собственного собрания сочинений поэт Евгений Евтушенко взял свой портрет кисти Краснова, считая его самым удачным из всех написанных.

Сразу после присвоения звания "Народного художника Башкортостана" и накануне шестидесятилетия мастера в его мастерскую заглянул корреспондент "Российской газеты".

Российская газета: Сергей Борисович, искусствоведы именуют Вас основоположником фантастического реализма в современной живописи. Да и выставляетесь вы сегодня в основном за рубежом. Однако, несмотря на всемирное признание, Сергей Краснов остается уфимцем и создает свои шедевры на родине.

Сергей Краснов:  Просто я очень люблю Уфу. Наш город - уникальное место. Может, тут играет свою роль слияние Европы и Азии, а может, и что-то другое.

Уфа - родина многих талантливых людей, в том числе и художников. Башкирия всегда заметна на выставках и вернисажах самого высокого уровня, причем не только количеством, но и качеством. Однако многие молодые таланты в поисках лучшей доли покидают свою землю. Исправить ситуацию может создание филиала Российской академии художеств. Своим возрождением она обязана Зурабу Церетели. Ему удалось восстановить классическую систему, объединяющую в одной структуре живопись, графику, скульптуру и архитектуру. Исключительно на собственные средства он организовал в старинном особняке на Петровке, 25 Музей современного искусства, где можно увидеть творения Ван-Гога, Дали, Гуттузо… Активно Церетели покупает и работы молодых еще никому неизвестных авторов. У него уникальная интуиция на это дело.

РГ: А насколько важны для художника предчувствие и предвидение?

Краснов:  Догадываюсь, к чему клоните. Да, есть у меня несколько работ, оказавшихся пророческими. В 1999 году по приглашению галериста Александра Глезера я посетил Нью-Йорк. Хотя город произвел на меня самое благоприятное впечатление, в итоге поездки родилась весьма мрачная картина "Идолы на Гудзоне", на которой белые линии стремятся перечеркнуть известные всему миру башни. Не знаю, что двигало тогда моей рукой… Полотно, на котором стальные плоскости словно разрезают башни, причем, как оказалось, на том уровне, на котором прошли потом самолеты Аль-Каиды, было написано ровно за 2 года до трагедии. В 1986 году за месяц до Чернобыля я создал "Атомный город". Незадолго до фенольной аварии в Уфе написал картину, где тщательно выписал мешок с водой. Но однажды я сказал себе: "Все, хватит! С этим не шутят".

РГ:  Когда работы знаменитого Сергея Краснова смогут увидеть уфимцы и гости республики?

Краснов: Персональную выставку планирую организовать в конце этого или начале будущего года. Сначала нужно будет выпустить каталог, а уже под него организовывать вернисаж.