Северодвинские корабелы должны будут передать пилотный проект строительства первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции коллегам из северной столицы. Решение об этом госкорпорация "Росатом" согласовала в правительстве РФ.
Весь объем неосвоенных денежных средств и незавершенные объекты возвратят заказчику - концерну "Росэнергоатом" (он акционируется, распоряжение об условиях его приватизации на днях выпустило Федеральное агентство по управлению государственным имуществом), а потом будут переведены санкт-петербургскому исполнителю заказа. Контракт с Балтийским заводом планируется подписать в ближайшее время. Вопрос об утверждении новой площадки для размещения атомной станции малой мощности будет решен до октября этого года.
Вопрос об отзыве договора генерального подряда строительства АТЭС, изготовления и поставки плавучего энергоблока из Северодвинска обсуждается на протяжении нескольких месяцев. В пресс-службе концерна решение об отзыве объясняют значительной загрузкой Северодвинского машиностроительного предприятия, а также необходимостью сосредоточить его усилия на выполнении государственных оборонных заказов. Как пояснил корреспонденту "РГ" руководитель пресс-службы Севмаша Михаил Старожилов, заказчик уже обратился к верфи с просьбой подготовить документы по расторжению договоров и передаче изготовленной конструкции на Балтийский завод. С выполнением проекта - а он реализуется впервые в мире - возникали объективные сложности, в частности, технический проект плавучего атомного энергоблока поступил на завод с большим опозданием и до сих пор нуждается в доработке. Так, в связи с необходимостью дополнительной проработки инновационно-технологических решений ввод ПАТЭС в эксплуатацию "Росэнегоатом" перенес с 2010 на 2011 год. Хотя в момент закладки станции, которую назвали "Михайло Ломоносов", разработчики заявляли о полной готовности проекта. Однако с вопросами технического характера столкнется любой другой исполнитель заказа, полагают в Северодвинске. Кроме того на Севмаше посчитали невозможным выполнить контракт в установленные сроки и за обозначенную ранее сумму.
Что касается значительной загруженности Севмаша, то выполнение гособоронзаказа не препятствовало выполнению заказа на ПАТЭС, утверждают на предприятии.
Плавучий энергоблок АТЭС заложен в апреле 2007 года. Сейчас идет сооружение его корпуса. Из девяти тысяч тонн металлопроката переработано около трети. Северодвинские корабелы также приступили к сборке среднего и носового блоков судна.
В строительстве участвуют предприятия и других регионов. Например, в Нижнем Новгороде проектируют реакторные установки и поставляют в Северодвинск их комплектующие, а на турбинном заводе в Калуге изготовляются турбогенераторы. Реакторные установки готовы наполовину, турбины - на 60 процентов.
Надо отметить, что изначально первый плавучий энергоблок предполагалось разместить там, где его и построят, то есть в Северодвинске. Станция должна была снабжать электроэнергией судоверфь, а 20 процентов энергии планировалось продавать. На месте размещения станции необходимо развернуть инфраструктуру. Вместе с ней строительство ПАТЭС оценивают более чем в девять миллиардов рублей, причем 60 процентов затрат приходятся на возведение плавучего энергоблока, береговых и гидросооружений.