В Красноярском крае коренные малочисленные народы выпадают из образовательного процесса

На первых публичных слушаниях, посвященных этой проблеме, председатель комитета по делам Севера Законодательного собрания края Анатолий Амосов заявил, что примерно два процента коренных северян даже грамоте не обучены.

- Образование - один из ключевых элементов социального устройства и во многом определяет уровень жизни людей, - сказал депутат. - Между тем, по данным Всероссийской переписи населения-2002, в Красноярском крае лишь пять процентов коренных северян имели дипломы вузов, а более двух процентов жителей Севера вообще оказались неграмотными.

Одна из причин такого положения - сумбур в нормативных актах. После объединения края с Таймыром и Эвенкией прошло три года, однако процесс унификации действовавшего ранее законодательства трех субъектов еще не закончен.

- Переходный период продолжается, - пояснила "РГ" заместитель начальника отдела краевого агентства образования Галина Гребенцова. - Некоторые нормативные акты бывших автономных округов действуют до сих пор.

- Из имеющейся нормативно-правовой базы необходимо отобрать и применить лучшее, - считает Амосов.

Пока же сплошь и рядом буксует решение самых элементарных вопросов. В Туруханском районе, к примеру, средства на горячее питание школьников порой приходится собирать по принципу "с миру по нитке".

- Выделенные краем деньги нередко поступают с задержкой, - рассказали "РГ" в районном управлении образования. - А проплачивать заключенные договоры надо уже сейчас. Вот и выкручиваемся за счет своих резервов, просим других потерпеть. Дети голодными, конечно, не сидят никогда, но финансовые графики надо бы исполнять вовремя. Тем более, что северный коэффициент за инфляцией не поспевает. Не забывайте, булка хлеба у нас стоит 36 рублей.

Прибавим сюда расходы на транспорт - при здешних-то расстояниях: поселки ведь, в которых живут 79 процентов представителей северных народов края, удалены друг от друга на сотни километров.
- При таком положении трудно говорить об успешном обучении коренного населения, - убеждена глава района Симона Юрченко.

Подтверждает правоту этих слов и статистика. В 2000-2006 годах число юных северян, изучающих родной язык, сократилось с 69,7 до 49 процентов.

В Северо-Енисейском районе система обучения национальным языкам и вовсе отсутствует - из-за малого количества учащихся. Литература на родных языках зачастую либо представлена в недостаточном количестве либо ее нет вовсе. За последние пять лет на 15 процентов сократился и объем национального книжного фонда в северных библиотеках.

- Проблема усугубляется острой нехваткой кадров, - подчеркивает Анатолий Амосов. - Далеко не у всех педагогов есть высшее педагогическое образование, 50-70 процентов из них - в пенсионном возрасте. К тому же не достает мест в дошкольных учреждениях и интернатах. Результат: низкий уровень образования местных жителей и, как следствие - маленькие зарплаты, рост безработицы.
Справедливости ради стоит отметить: первые шаги для исправления сложившейся ситуации в крае уже предприняты. Введены именные стипендии для студентов-северян, издаются учебные пособия по литературе и истории Севера. Однако, считают парламентарии, актуальная тема нуждается в более пристальном внимании исполнительной власти. И потому намерены продолжить дискуссии на заседаниях соответствующих комитетов ЗС. Их итогом станут рекомендации для регионального правительства.

Тем временем

Министр образования и науки краевого правительства Вячеслав Башев на селекторном совещании обсудил с заместителями глав муниципалитетов и руководителями управлений образования вопросы подготовки 1429 общеобразовательных учреждений к новому учебному году. Отмечено, что на эти цели из бюджетов всех уровней будет израсходовано более 2 миллиардов рублей.