У государственной программы повышения деторождаемости есть, так сказать, и не очень заинтересованная сторона - бизнес. Для большинства компаний соискательница с маленьким ребенком - самый нежелательный кандидат на вакансию. Правда, респектабельный крупный бизнес нормы Трудового кодекса соблюдает неукоснительно. Да и в целом работодатели стараются придерживаться буквы закона.
Но реально проблема существует, и она очень серьезна. Речь идет, во-первых, о тех женщинах, которые не лишены карьерных устремлений (хотя бы из-за более высокой зарплаты). Во-вторых, многие профессии и сферы деятельности, где три года воспитания одного ребенка, не говоря уже о втором трехлетнем "сроке", равносильны фактической деквалификации, потере навыков и переориентации ценностей.
Наконец, в-третьих, особенно сложная ситуация возникает в малом и среднем бизнесе. Там, с одной стороны, роль личности неизмеримо выше, особенно если компания динамичная и инновационная. С другой - уровень банкротств также гораздо больше, и никакой Трудовой кодекс в этом случае уже не поможет. И если молодая мама - безработная, то даже с двумя-тремя дипломами она может рассчитывать только на энтузиазм, личные связи и добрую волю работодателя.
Что говорит закон
Напомним, что 2008 год объявлен в Российской Федерации Годом семьи, тем самым государство напоминает обществу в целом о том, что вопросы материнства должны стать приоритетными. Как уже говорилось, Трудовой кодекс обеспечивает работающей матери оплату труда и гарантирует удобный график. Статья 256 ТК обязывает работодателя по заявлению женщины предоставить ей отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Во время нахождения в декрете она имеет право работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию. На период вынужденного отсутствия в связи с необходимостью ухаживать за ребенком сотрудница сохраняет место работы (должность). Законом предусмотрена статья, предполагающая уголовную ответственность предпринимателей, которые мешают молодой маме вернуться на работу. Работодатели также обязаны предоставить сотруднице с грудным ребенком дополнительные перерывы для кормления, а при планировании отпуска руководствоваться удобными ей сроками.
Тем не менее многие вопросы на сегодня остаются очень острыми. "Совместимость материнства и карьеры - больной вопрос, - считает Светлана Кузнецова, которая успешно объединяет работу юриста и воспитание троих детей. - В последнее время, несмотря на декларации со стороны государства о том, что нужно улучшать демографическую ситуацию, положение женщин по сравнению с 1990-ми годами ухудшилось. Например, уволить теперь нельзя только беременных и находящихся в отпуске по уходу за ребенком, а если ребенку 3 месяца и женщина вышла на работу, руководство имеет на это полное право".
Необходимо обратить внимание, что законодательство, защищая права женщины, вводит ряд ограничений на условия организации труда, это в свою очередь может послужить причиной отказа соискательнице. Светлана Кузнецова отмечает, что при подборе кадров на руководящие позиции, а также на должности, предполагающие ненормированный рабочий день, большинство компаний отдают предпочтение одиноким женщинам или тем, чьи дети уже достигли как минимум школьного возраста. Это связано с тем, что не позволяется привлекать молодых мам к сверхурочным и ночным работам, а также направлять их в командировки.
Что может сделать бизнес
Безусловно, роль государства в вопросах материнства очень важна, однако многое зависит и от компании-работодателя. К сожалению, в нашей стране долгое время даже предписанные законодательством обязательства по выплатам сотрудницам не исполнялись в полном объеме. Отсутствие желания самих работодателей подогревали безработица и практика начисления "серой" зарплаты. Результатом стало катастрофическое падение рождаемости в конце прошлого века. Сегодня постепенно ситуация улучшается.
Татьяна Пчелкина, член общественного некоммерческого объединения "Попечительство", прокомментировала неофициальный опрос, который был проведен среди предпринимателей, заинтересованных в положительной динамике демографических тенденций в Москве. "Прежде всего очевидно активное стремление обеспечить практическое выполнение тех льгот, которые предусмотрены законодательством, - комментирует эксперт результаты социологического исследования. - Не так давно в значительном количестве компаний выдавали часть компенсации "в конвертиках". Молодых мам просто переводили на "белую" зарплату, чем фактически сокращали их доход втрое-вчетверо. В этом смысле строгое соблюдение ТК и четкая легальная бухгалтерия является относительно новым явлением для многих организаций".
Также среди экономических методов стимулирования рождаемости Татьяна Пчелкина отмечает все более существенную помощь руководства компаний в получении молодыми семьями кредитов на максимально выгодных условиях, например, для приобретения жилья. Кроме того, часть фирм в состав соцпакета включает дополнительные льготы женщинам, имеющим детей, что особенно важно для матерей-одиночек. Среди них и не прописанные Трудовым кодексом - оплата проездных билетов, бесплатные путевки в дома отдыха. "Безусловно, любой работодатель обязан исполнять законодательство, - считает Ирина Степченкова, руководитель отдела персонала компании-производителя офисного оборудования, - однако я полагаю, что в некоторых вопросах компания должна проявлять инициативу. Например, у нас сотрудницы, только что ставшие мамами, дополнительно к государственным выплатам получают солидный бонус".
Очень важным вопросом для молодых родителей, по мнению Татьяны Пчелкиной, также является восстановление системы ведомственных детских садов. Это очень существенная помощь, так как мест в районных садах катастрофически не хватает. Но, к сожалению, такими средствами обладают далеко не все компании, не говоря уже о том, что "заинтересованность" среднестатистического работодателя - явление почти исключительное.
Однако главным стимулом рождаемости, по словам Татьяны Пчелкиной, остается общая позитивная атмосфера в коллективе. Современный работодатель должен уметь извлечь выгоду из самой "неудобной" ситуации. По мнению Ирины Степченковой, молодые мамы, которые желают профессионально самореализоваться, - самые ценные работники. "Рождение детей обостряет чувство долга перед окружающими, - поясняет эксперт. - Теперь женщина в большей степени заинтересована в стабильности, поэтому она более ответственно относится к выполнению своих обязанностей и стремится развиваться, обеспечивая будущее себе и своему ребенку".
Использованы материалы исследования компании "Астарта престиж".