Вчера в краевом центре проживали 576328 человек. Эти данные можно узнать из единого автоматизированного регистра городского населения, пятилетняя работа по созданию которого закончилась на днях. Зачем он нужен и что дает нововведение, корреспондент "РГ" выяснял у начальника муниципального управления информационных технологий Любови Сабитовой.
Российская газета: Любовь Геннадьевна, цифра населения точная?
Любовь Сабитова: Взята по свежайшим данным. Но каждый день число горожан меняется по естественным причинам: рождаются, умирают, приезжают, выписываются. Но на данную дату ситуация такова.
РГ: Зачем городу единый регистр, если существует система ГАС "Выборы", где данные о нас и так имеются?
Сабитова: Во-первых, там учтен лишь электорат, а не все население города. А во-вторых, в этих данных можно увидеть лишь фамилию, имя, отчество, адрес и дату рождения хабаровчанина. Например, расчетно-кассовый центр ведет учет по квартирам. А кто там живет, какого возраста? Непонятно. Электронная программа управления внутренних дел была более конкретной и информативной, но она не работала, пока не введешь данные об отпечатках пальцев. Между тем городским службам давно необходимо иметь удобную систему, благодаря которой бы облегчалась работа его учреждений: коммунальных, медицинских, социальных. Из-за неточных сведений, например, социальные выплаты начисляются на мертвые души или, наоборот, на них выставляются счета за коммунальные услуги.
Данные о жителях города были раньше в базах данных различных ведомств, но когда мы их сравнили - разница получилась большой. Где-то фамилия записана не так, где-то человек поменял место жительства. Так мы пришли к необходимости создать систему учета населения города и организовать информационный обмен между всеми ведомствами. Для этого мы приобрели в Москве автоматизированную информационную систему "Паспортный стол ЖЭО", которая там уже используется.
РГ: И к ней "пришили" банк местных данных?
Сабитова: Вручную. В течение двух лет специальные операторы вводили в компьютер данные о хабаровчанах, включая жителей частного сектора, общежитий и ведомственных домов. Зато теперь формирование баз данных по гражданам, зарегистрированным на территории Хабаровска во всех видах жилищного фонда, закончено. Это часть целевой программы по созданию автоматизированного регистра населения города. Создание единого регистра вполне вписывается в поручения президента "решать проблему увязки информационных систем в рамках взаимодействия между уровнями власти, бизнесом и гражданами". Сегодня уже не проблема, используя систему кадастрового учета, найти данные о своем объекте недвижимости или войти в банк данных результатов ЕГЭ. Пока автоматизированный регистр используют абонентские отделы МУП "Расчетно-кассовый центр по обработке коммунальных платежей" и муниципальные органы регистрационного учета.
РГ: Значит, сейчас регистр собирается, обновляется и отправляется на места. А что будет дальше?
Сабитова: Пока это звучит как сказка, но скоро это будет городской реальностью: будет построена линия оптико-волоконной связи. Она свяжет более пятисот муниципальных объектов: поликлиники, школы, окружные администрации. Как это будет работать на деле? Например, у лечебных учреждений появится возможность поделиться рентгеновским снимком больного, не посылая его по кругу. Есть возможность вычислить больных-"двойников": если верить планам штатной численности в больницах, то получится, что в Хабаровске проживают более миллиона человек. Банк данных очень поможет ГИБДД: при дорожно-транспортных происшествиях нередко бывает, что пострадавшие не могут назвать своих данных. При этом у них всегда в машине есть водительское удостоверение, по которому легко найти родных человека и даже узнать группу крови - подключившись к электронной медицинской карте.
РГ: И такое будет?
Сабитова: Обязательно. Не секрет, что пациенты часто берут медкарты домой или теряют. Электронная карта уже используется в некоторых хабаровских поликлиниках и прекрасно показала себя: одновременно к ней могут подключиться врачи разных профилей. А в перспективе планируется организовать формирование электронных журналов и дневников учащихся школ города.
Кроме того, скоро не нужно будет всякий раз носить справки о составе семьи, это будет автоматически браться из единого регистра. Он создан не только для органов государственной власти и местного самоуправления, не только для подготовки и проведения выборов всех уровней. Он наладит эффективный автоматизированный информационный обмен в сфере учета населения, в том числе при начислении платежей, гораздо проще будет работать учреждениям социальной защиты, здравоохранения, образования, налоговым, правоохранительным органам.
РГ: Но многим наверняка будет не совсем приятно, что их персональные данные вплоть до медкарты будут доступны большему числу людей. Как решается эта проблема?
Сабитова: Доступ к отдельным фрагментам регистра идет только через авторизацию Это раз. Второе. Все работающие с базой данных дают подписку о неразглашении. И третье: у компьютеров с данными регистра нет - USB-входа, что исключает подключение копирующих устройств. Нами выполнены все необходимые мероприятия по соблюдению требований информационной безопасности.