Сам документ минэкономразвития еще не обнародован, хотя уже внесен в правительство. Тем не менее он уже стал объектом активного обсуждения в экспертном сообществе. И это неудивительно. В тени масштабных задач часто остается обширное пространство для вопросов.
Первый: а стоит ли игра свеч? Какой стратегический выигрыш (кроме престижа) получит Россия от формирования МФЦ? Только ответив на этот вопрос, можно определить степень приоритетности всего "проекта". И соответственно, масштаб ресурсов и усилий, которые имеет смысл вовлечь в его реализацию.
Второй: как стратегия формирования МФЦ будет согласована с другими ранее поставленными задачами в финансовой сфере - позиционированием рубля как реально конвертируемой валюты, формированием мощных институтов развития, и т.д.
Третий: на чем основаны оптимистические ожидания в отношении реализуемости поставленной задачи? Особенно если учесть, что в прошлом году Москва выпала из списка городов-конкурентоспособных мировых финансовых центров, по версии лондонского Z/Yen Group Limited, а до этого находилась в самом его хвосте. Достаточно ли для достижения цели решить нормативно-правовые и инфраструктурные проблемы (создать льготный налоговый режим, упростить регистрационно-разрешительные процедуры, развить биржевую инфраструктуру и т.п.)?
Зачем это нужно
Думается, есть по крайней мере две значимые причины, по которым стоит приступить к формированию в России международного финансового центра. Точнее - к позиционированию финансовой системы России в качестве площадки для международных операций с финансовыми активами и обязательствами.
Первая. Активизация процессов региональной финансовой интеграции, которая в среднесрочной перспективе должна будет затронуть и постсоветское пространство.
Нестабильность глобальных рынков и ослабление позиций доллара ускорит концетрацию различных стран вокруг региональных "полюсов" финансовой мощи. Международные финансовые центры, сильная, востребованная мировой экономикой валюта - необходимые атрибуты такой мощи.
В рамках этих процессов усилится стремление постсоветских стран к интеграции с теми или иными "полюсами" для защиты от глобальных рисков и стабилизации потоков капитала.
Россия может попытаться сформировать на постсоветском пространстве самостоятельный "полюс". Если этого не произойдет, постсоветское пространство, вероятно, будет втягиваться в сферы влияния других "полюсов" (Еврозона, страны Восточной Азии, страны Персидского залива).
Вторая причина - ожидаемое в среднесрочной перспективе изменение макроэкономических механизмов, обеспечивающих силу и устойчивость рубля. Сейчас эта сила базируется на масштабных чистых доходах от внешней торговли, то есть на превышении экспорта над импортом. Однако импорт стремительно растет, и в течение ближайших лет ситуация может кардинально измениться. В этих условиях устойчивость рубля станет определяться не внешнеторговыми доходами, а устойчивостью притока капитала. Позиционирование России в качестве одного из международных финансовых центров, а рубля - в качестве одной из значимых мировых валют поможет решить эту задачу.
Почему это возможно
Россия обладает рядом стратегических конкурентных преимуществ, которые при условии решения нормативно-регулятивных и инфраструктурных проблем обеспечат ей роль весьма значимого узла в системе международных финансовых потоков.
Прежде всего, российские компании обладают существенным потенциалом для дальнейшего роста капитализации (за счет выхода на финансовый рынок значительного числа компаний "среднего звена" и процесса формирования новых крупных транснациональных компаний с российским капиталом).
Кроме того, страна обладает значительным масштабом валютных резервов, превращающих российские монетарные власти в значимого игрока на мировых финансовых рынках.
Добавим к этому потенциал позиционирования рубля в качестве одной из валют для расчетов на мировом энергетическом рынке в условиях снижения роли доллара и возникновения новых сегментов этого рынка (СПГ).
Отметим особую роль столицы России в качестве одного из главных "мировых городов", а также важного коммуникационного узла в системе международных хозяйственных связей. Согласно исследованиям группы GaWC (Globalization and World Cities Study Group, университет Лафборо, Великобритания) Москва относится к числу городов с наиболее тесным включением в систему международных бизнес-связей. Уже сейчас по этому показателю российская столица позиционируется на уровне Цюриха, Вены, Гамбурга, Стокгольма, Варшавы. В рамках данной системы Москва выполняет функцию "ворот", через которые компании, базирующиеся в глобальных (Нью-Йорк, Лондон) и ключевых европейских (Амстердам, Париж, Брюссель, Франкфурт) центрах, выходят на контрагентов в странах бывшего СССР.
Такое сочетание обуславливает значительный потенциал для концентрации в Москве региональных управляющих подразделений международных компаний.
Как это сделать
Безусловно, важнейшими условиями формирования МФЦ являются развитие конкурентоспособной биржевой инфраструктуры, а также создание дружественной для международных инвесторов среды регулирования и налогообложения.
Однако в последнем случае важно не перейти за "красную линию". Привлекательность российских рынков не должна обеспечиваться ценой превращения России в налоговый и регулятивный офшор.
Для обеспечения привлекательности рынков должны быть предложены другие, более веские аргументы, вытекающие из тех стратегических преимуществ в финансовой сфере, которыми располагает Россия.
В первом приближении можно назвать следующие направления действий, которые позволят актуализировать эти преимущества.
Первое. Постепенный перенос облигационных и других заимствований крупных государственных компаний на внутренние рынки с повышением в структуре этих заимствований доли рублевых инструментов.
Второе. Стимулирование развития стратегически значимых, с точки зрения формирования МФЦ, сегментов рынка финансовых услуг - с использованием для этих целей ресурсов институтов развития и бюджетных фондов.
Речь идет в первую очередь о поддержке формирования сегмента конкурентоспособных инвестиционных банков с преимущественно российским капиталом, развитии рынков производных финансовых инструментов (фьючерсы, включая товарные, опционы, свопы), российских депозитарных расписок, синдицированных кредитов.
Третье. Поддержка участия российских компаний и банков на рынках стран СНГ, а также Восточной Европы, создание благоприятных условий для взаимных инвестиций. В числе основных инструментов - формирование на базе ВЭБа системы поддержки прямых инвестиций российских компаний и банков на рынках стран СНГ и Восточной Европы; поддержка слияния ведущих российских фондовых бирж с биржами стран ближнего зарубежья; формирование на базе Евразийского банка развития (ЕАБР) развитой системы поддержки совместных инвестиционных проектов российских компаний и компаний стран ближнего зарубежья.
Четвертое. Развитие валютной и финансовой интеграции России и стран ближнего зарубежья, в том числе с привлечением ресурсов из официальных валютных резервов для страхования рисков такой интеграции. Здесь речь может идти прежде всего о поддержании постоянных прямых котировок валют стран ближнего зарубежья на межбанковском рынке, клиринге взаимных требований между ЦБ РФ и центральными банками стран ближнего зарубежья, создании совместных механизмов обеспечения финансовой устойчивости стран ЕврАзЭС.