Из 17 миллионов рублей, выделенных в 2008 году на реализацию закона "О государственной социальной помощи населению в Ставропольском крае", в настоящее время освоено около 600 тысяч. Причину столь низкой востребованности социальных пособий выясняла корреспондент "РГ".
Докажи, что бедный
17 миллионов рублей - это в тридцать раз больше средств, которые ежегодно выделялись на аналогичные цели через краевой попечительский совет. Однако слишком мало для 600-тысячной армии ставропольцев (23 процента населения), официальные доходы которых ниже прожиточного минимума.
Казалось бы, учитывая ограниченный объем средств, очередь на их получение должна выстроиться на полгода вперед. Между тем у управлений труда и соцзащиты сегодня совсем иная головная боль: как найти малоимущего, который смог бы реально подтвердить свой статус по всем пунктам требований закона.
- В законе четко прописано: получателями государственной социальной помощи могут быть граждане, доход которых ниже величины прожиточного минимума по не зависящим от них причинам, - комментирует начальник отдела социального обслуживания министерства труда и социальной защиты населения СК Галина Никитина. - Такими причинами признаны многодетность, наличие нетрудоспособных членов семьи, а также случаи, когда трудоспособные члены семьи официально являются безработными, обучаются в средних специальных и высших учебных заведениях очно. Или же не работают в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, ребенком-инвалидом или инвалидом первой группы.
Таким образом, если в семье, едва сводящей концы с концами, есть "тунеядец", то на помощь от государства рассчитывать не стоит.
Куда сложнее разобраться в вопросах движимого и недвижимого имущества, которым человек обзаводится на протяжении всей жизни и которое может сильно "подмочить" его реноме бедняка.
- Например, у семьи есть машина, - рассуждает далее Галина Никитина. - Может ли такая ячейка общества считаться малоимущей? Да, говорим мы, если автомобиль куплен десять-двадцать лет назад. Но если он приобретен недавно, пусть даже в кредит, то согласиться с тем, что людям на хлеб не хватает, почти невозможно.
Другая ситуация - в селах зарплаты маленькие, пенсии и того меньше. Казалось бы, каждый второй - реальный претендент на пособие. Но у него есть подсобное хозяйство, пай в колхозе с натуроплатой, которая в денежном эквиваленте перекроет иную хорошую городскую зарплату…
Сегодня социологи признают: при общих довольно внушительных масштабах бедности процент по-настоящему нуждающихся людей на самом деле не столь велик. Так, по результатам исследований, проведенных Всемирным банком и Институтом экономики города, было признано, что лишь 47 процентов получателей пособий на детей и 35 процентов имеющих право на получение жилищных субсидий относились к категории бедных. Остальным они, по сути, были просто не нужны, поскольку эти люди в состоянии и потомство прокормить, и за квартиру заплатить без посторонней помощи. Но не секрет, что в стране действует логика "дают - бери".
По словам Никитиной, законодатели в последнее время с такой дотошностью требуют подтверждений истиной нищеты как раз для того, чтобы средства, направляемые на реализацию социальных программ, не оседали в карманах граждан, не относящихся к категории бедных.
И все же, признавая, что понятие "прожиточный минимум", проводящее грань между бедностью и не-бедностью, весьма условно, специалисты отрасли только коллегиально решают возникающие споры. С этой целью в управлениях труда и соцзащиты созданы специальные комиссии, на заседаниях которых рассматривается каждая конкретная ситуация. Бесспорный приоритет при этом отдается многодетным семьям.
Самообеспечение
И все же самая главная проблема закона не столько в его "доказательной" части, сколько в конкретном размере помощи. Зачастую она оказывается настолько маленькой, что не стоит тех усилий и затрат, которые потенциальный получатель должен понести, чтобы документально подтвердить свой статус малоимущего.
Упрощенно размер пособия определяется по следующей формуле: из прожиточного минимума, определенного для конкретной семьи, вычитается ее реальный доход - зарплаты, пенсии, стипендии, а также те выплаты, которые идут по краевым и федеральным льготным законам (ежемесячные пособия на детей в малообеспеченных семьях, жилищные субсидии, дотации на оплату детских дошкольных учреждениях и так далее). Оставшаяся сумма и есть социальная помощь, которую можно получить единовременно раз в году или в течение трех месяцев одного календарного года.
- Указанная формула исчисления определена на федеральном уровне, - поясняет министр труда и социальной защиты населения края Алексей Карабут. - Она была оправдана в 1990-е годы, когда выплачивались мизерные пенсии, льготы предоставлялись в натуральном выражении, а минимальный размер оплаты труда составлял символические 400 рублей. Но в связи с повышением зарплат и пенсий, заменой льгот на ежегодно индексируемые денежные выплаты, разрыв между прожиточным минимумом и доходами постепенно сходит на нет. Более того, новый МРОТ, который с 1 января 2009 года устанавливается в размере 4300 рублей, и монетизированные льготы могут привести к тому, что формально малоимущих в нашей стране почти не останется.
Поэтому в существующей редакции закон не может способствовать, как предполагали его авторы, "снижению социального неравенства и поддержанию уровня жизни малоимущих". Необходимо его существенно доработать.
- Либо увеличить размер пособия - например, производить установленную выплату на каждого члена семьи, - говорит министр. - Либо ввести понятие "трудная жизненная ситуация", из которой человек не может самостоятельно выбраться, независимо от того, является он малоимущим или нет. Такими ситуациями следует признать тяжелую болезнь, требующую дорогостоящего лечения, инвалидность, смерть кормильца, безработицу, стихийные бедствия, техногенные катастрофы и другое.
Впрочем, в системе социальной защиты сегодня считаются актуальными иные технологии соцпомощи. Они направлены, в первую очередь, на снижение бедности малоимущих семей за счет содействия в трудоустройстве.
К примеру, для сельской местности, где рынок рабочих мест ограничен, защита малоимущих семей с детьми была бы куда эффективнее не в виде традиционных пособий и субсидий на оплату услуг ЖКХ, а в виде помощи в развитии подсобного хозяйства или осуществлении индивидуальной трудовой деятельности. Кстати, такая программа под названием "Самообеспечение" реализуется в Пермской области. Участники программы получают денежные пособия размером до десяти тысяч рублей на разведение домашнего скота и развитие предпринимательства в сфере бытовых услуг.
По словам министра, работа над таким проектом ведется и на Ставрополье, но пока упирается в возможности бюджета.
Справка "РГ"
Помимо федеральной и краевой помощи адресная поддержка малоимущих осуществляется и на уровне муниципальных образований. Чаще всего здесь практикуются натуральные виды помощи - вещевая, продуктовая, бесплатное питание, льготное торговое и бытовое обслуживание и так далее.
В городах и районах края работает 61 магазин и отделы, отпускающие социально уязвимым категориям граждан товары первой необходимости по льготным ценам.
Существенным источником социальной поддержки являются благотворительные средства. В 2007 году 405 предприятий и организаций края оказали помощь малоимущим на общую сумму 5,8 миллиона рублей.