В истории "наших" в Голливуде отчетливо отслеживаются три волны.
Первая, без которой и самого Голливуда бы не было, - приезд в Лос-Анджелес группы эмигрантов, у которых не хватало денег, чтобы развернуться в Нью-Йорке. Сэмюэл Голдвин и Луис Майер только впоследствии слились в экстазе в громком имени студии "Метро Голдвин Майер" - MGM, а в жизни Самуил Гелбфиш, выходец из тогда российской Варшавы, и Лазарь Меир, бывший житель местечка Дымарь, что под Киевом, люто ненавидели друг друга и пользовались любой возможностью, чтобы выхватить изо рта коллеги кусок хлеба.
Октябрьская революция и ее культурные последствия одарили Голливуд Федором Федоровичем Шаляпиным, сыном великого певца, искренне ненавидевшим своих кинобоссов. Став актером, он впоследствии снимался в таких картинах, как "Имя Розы" Жан-Жака Анно и "Ближний круг" Андрея Кончаловского. Гениальным Михаилом Чеховым, который так и не прижился на калифорнийской земле, хоть и снялся в нескольких картинах и даже был номинирован на "Оскара", но зато успел привить уважение американских актеров к системе Станиславского. И Юлом Бриннером, так до конца и не изжившим русскую твердость в английской речи.
О втором и третьем поколениях "русских" и говорить нечего, ибо, начавшись с Керка Дугласа (Иссур Данилович Демски - для любителей раскрытия псевдонимов) и развившись через Сильвестра Сталлоне (Лейбович по матери-одесситке), они старательно забыли о своих корнях и упорно делают вид, что происходят от коренных ирокезов. Чему, надо заметить, мало кто верит.
Вторая волна - это советская эмиграция 70-80-х, выбиравшаяся по израильским визам, но оказавшаяся на приветливых американских берегах. Здесь на память приходят главный красавец советского кино Олег Видов и один из самых знаменитых комедиантов Савелий Крамаров.
И наконец, третья - свободно передвигающиеся по миру люди творческих профессий, приглашенные голливудскими киностудиями для конкретной работы и поэтому эмигрантами не являющиеся. Самый свежий пример - режиссер Тимур Бекмамбетов, чей триллер "Особо опасен" стал одним из коммерческих хитов голливудского лета.
С динозаврами первой волны уже не встретишься по естественной причине - ушли. Третью волну лучше всего ловить на родине. И я решила ограничиться второй, взяв серию интервью с "нашими" в Голливуде. Первое из них - с одним из самых укоренившихся "русских" актеров Голливуда и моим добрым знакомым Ильей Баскиным. Он сыграл более семидесяти больших и малых ролей в американском кино. Среди них - роли в фильмах "2010", "Москва на Гудзоне", "Человек-паук"... На прародине его лучше всего знают по фильму "Большая перемена", где он играл одну из ролей второго плана. Успев сняться еще в двух-трех картинах ("Телеграмма", "Три дня в Москве"), уроженец Риги, выпускник эстрадно-циркового училища, однокурсник Хазанова и Куклачева и актер московского Театра миниатюр Илья Баскин в 1976 году прибыл в Лос-Анджелес.
Российская газета: Элик, в России ты только-только вступил в когорту комических киноактеров, а это означало и востребованность, и популярность, и неплохой жизненный уровень. Почему ты уехал?
Илья Баскин: Ну кто же знал, что надо потерпеть всего-то пятнадцать лет? Казалось, прямо по песне, что "у советской власти сила велика". Но я был молод, и очень хотелось пожить жизнью свободного человека - ездить куда хочешь, делать что хочешь, читать что хочешь. Тут как раз открылась щелка, когда временно стали выпускать в Израиль. До этого мытарили годами, деньги за диплом требовали и вскоре после этого опять перестали разрешать. Вот я и воспользовался этим послаблением.
РГ: Тогда многие уезжавшие были готовы мыть полы и таскать песок, лишь бы оказаться на свободе. Потом, правда, все у всех как-то поправилось. Ты тоже был готов к полезному физическому труду?
Баскин: Абсолютно. Хотя, чего греха таить, была мыслишка попробовать себя в Голливуде. У меня с английским тогда было неважно, но я, выученный на советском кинопроцессе, где съемка и запись звука производятся в разное время и озвучивать роль может совсем другой артист, думал, что язык - не так уж важно. Снимусь, а звук запишет кто-то другой. Когда я узнал, что в Америке звук и изображение пишутся одновременно - это был жестокий удар. Язык, однако, я выучил довольно быстро. Правда, мой акцент вынуждал играть только иностранцев, а точнее - русских.
И первая картина, в которой я снялся спустя лишь полгода в Лос-Анджелесе, была "Величайший в мире любовник", которую поставил и где сыграл один из самых популярных тогда кинокомиков Джин Уальдер. В последние годы он перестал сниматься, а жаль - очень был смешной и печальный одновременно.
Потом наступил перерыв в два года, когда я перепробовал разные работы, потом опять снялся в эпизодической роли в фильме "Буч и Санданс. Ранние дни", но только после знаменитого фильма "Москва на Гудзоне", снятого в 1984 году Полом Мазурским, я смог зарабатывать на жизнь именно как киноактер. Моими партнерами были Савелий Крамаров и Робин Уильямс, с которым я дружен по сей день. Потом была фантастика по Артуру Кларку "2010" Питера Хайамса о совместной американо-советской экспедиции на Юпитер, где я снимался вместе с Хеллен Миррен и Джоном Литгоу... Так что это были долгие семь лет для настоящего освоения профессии в иных обстоятельствах.
РГ: Как ты думаешь, почему никто из той эмиграции так и не добрался до вершин, не вошел в элиту? Ведь среди вас были очень талантливые люди, вполне реализовавшиеся в СССР и принадлежавшие там к профессиональной элите.
Баскин: Что тут говорить - громчайшие имена. Андрон Кончаловский, например, - признанный режиссер мирового класса, причем именно признанный во всем мире, а не в чьем-то воспаленном патриотическом воображении. Здесь он снял несколько очень достойных фильмов, но до своего уровня так и не добрался. И правильно, что он вернулся в Россию, где он - уважаемый мэтр, где каждый его фильм вызывает общественный интерес. А Крамаров? Он, казалось, был создан для американского успеха - замечательный комик физического плана, такой, как, скажем, Робин Уильямс. Весь СССР рыдал от смеха, когда он только скашивал глаза. И вот он приезжает в Америку, где для такого скашивания знание языка необязательно, и - ничего. Его снимали редко и по мелочам, и не было ничего даже близкого к всенародному хохоту, который этот актер вызывал там, за "железным занавесом". А когда все двери для него открылись, было уже поздно: Савелий умер от рака, так и не успев восстановить свою славу.
Я думаю, что все это произошло потому, что и Кончаловский, и Крамаров, и Олег Видов приехали сюда уже сложившимися мастерами. Им не хватило эластичности в приспосабливании к новым условиям. Ведь настоящий мастер такую эластичность воспримет как самопредательство. Мне же и еще нескольким ребятам было гораздо легче: мы были начинающими актерами. Я в Москве прикоснулся только к самой поверхности кинопроизводства, совершенно не понимая, что там делается в глубине. Поэтому, когда я впервые попал здесь на киностудию "XX век Фокс", меня поразило сходство с "Мосфильмом" - точно так же по площадке носилась куча озабоченных евреев, только вместо Ленина на бронетранспортере были ковбои. "О! - подумал я. - Здесь и для меня место найдется". Нашлось, но не потому, и не сразу.
РГ: В таком случае удачнее всего должно получаться у тех, кто приехал в Голливуд ребенком - у них вообще никакого опыта не было.
Баскин: Так и есть. О Милле Йовович говорить не будем - она и так на виду у всех, хотя к актерству ее подтолкнула мама - Галя Логинова. У Гали в Америке творческая жизнь не очень сложилась, зато какую дочку воспитала! А вот другой пример, посвежее, - сын моих друзей Ельчиных Антошка. Родился в Ленинграде, родители - фигуристы, они и здесь продолжают работать в фигурном катании. А Антон - один из самых востребованных молодых киноактеров, причем одинаково занятый и в кино, и на телевидении. Он блестяще сыграл роль Зака Мазурского в фильме "Альфа Дог" и теперь просто нарасхват. Скоро на экраны выходит новая версия знаменитого сериала "Звездный путь", и Антон играет там одну из главных ролей.
РГ: Молодое поколение рвет подметки, а как дела у тебя?
Баскин: У меня график расписан на пять лет вперед, так что на покой пока не собираюсь. Но вот что забавно - я снова стал сниматься в России и на Украине. Там у меня как раз бумажник сперли в городе Одессе - прямо по анекдоту... Но это я так, к слову. Я приезжаю в Россию играть в русском фильме на русском языке, который для меня, естественно, родной, а отчисления с гонорара делаю американскому профсоюзу, потому что я актер американский. И самый большой парадокс, что эта ситуация воспринимается абсолютно тривиально. Вот к чему надо привыкать.