В связи с событиями в Грузии резко понизилась конкуренто способность нефтепроводов с Каспия через Грузию и Турцию. Так, транзит нефти через Грузию почти прекращен, а перекачка по трубопроводу Баку-Тбилиси-Эрзурум-Джейхан (БТЭД) сокращена более чем наполовину и, по имеющимся данным, будет восстановлена не раньше октября. Зато постепенно увеличивается транзит каспийской нефти через Северный Кавказ с выходами к российским терминалам в Новороссийске и Туапсе. Но, похоже, у БТЭД появился новый вариант.
В зарубежных СМИ появляются сообщения о переговорах некоторых зарубежных нефтяных компаний с Арменией по строительству на севере этой страны, то есть к югу от Грузии, более безопасного ответвления БТЭД (через Айрум-Гюмри-Ахурян). Тому способствует и недавно начатый по инициативе Еревана процесс "замирения" с Турцией. Но такому варианту нефтепровода может воспротивиться Азербайджан, настаивающий, как и Турция, на азербайджанской принадлежности Нагорного Карабаха и на прекращении армянской блокады расположенной внутри Армении Нахичеванской автономии Азербайджана.
В рамках "приобщения" Армении к энерготранзитным проектам, в связи с уязвимостью нефте- и газопроводов через Грузию, президент Турции А. Гюль на днях решился на беспрецедентный шаг. Впервые за всю историю республиканской Турции он демонстративно посетил развалины армянского христианского храма Ани и близлежащую церковь Спасителя в бывшей Западной Армении. Там он заявил, что благодарит президента Армении за приглашение посетить Ереван и что "в случае признания территориальной целостности стран региона мы пригласим все его страны принять участие в проектах, подобных железнодорожному Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку. Тем самым Анкара официально дала понять Еревану, что Армения не исключается из проектов транзита каспийских нефти и газа в обход России.
По данным азербайджанского аналитика Арифа Халамова, "перекачка нефти к Джейхану остается стратегической задачей и иностранных фирм, и стран - участниц этого проекта. Но современный характер российско-грузинских отношений намного повышает рискованность этого маршрута через Грузию. Поэтому возможны такие варианты: строительство трубопроводного ответвления в Турцию из Грузии через Армению (Тбилиси-Гюмри-Ахурян-Карс-Эрзурум) или напрямую - с северо-запада Азербайджана через Армению в Турцию. Но второй вариант непосредственно связан с проблемой Нагорного Карабаха и с разблокированием Нахичевани. На мой взгляд, Армения очень заинтересована не только в транзите, но и в самой каспийской нефти, а в надежности ее транзита заинтересованы как импортеры, так и Азербайджан c Турцией. Поэтому не исключено, что будет оказана внешняя поддержка диалогу Еревана с Баку и хотя бы временному компромиссному решению карабахской проблемы".
Примечательно, что между Арменией и Азербайджаном увеличивается объем неофициальной торговли, в том числе через Иран и Грузию; быстро растет товарооборот Армении с Турцией. Характерно и то, что азербайджанские товары в последнее время появляются даже в московском магазине "Армения". Похоже, обе страны осознают обоюдную заинтересованность нормализации их взаимоотношений.
Но с середины августа именно через Россию растет перекачка каспийской нефти. "Россия готова увеличить прием азербайджанской нефти в трубопровод Баку-Новороссийск до 250 тыс. тонн в месяц, - на днях заявил торгпред РФ в Азербайджане Юрий Щедрин. - Такая договоренность уже достигнута между "Транснефтью" и госнефтекомпанией Азербайджана".
Он разъяснил, что в августе по трубопроводу Баку-Новороссийск прокачка азербайджанской нефти увеличится вдвое в сравнении с июлем. И что предложение о росте объемов прокачки нефти по артерии Баку-Новороссийск исходит от азербайджанской стороны.
Однако, судя по упомянутым - беспрецедентным - новациям в турецко-армянских отношениях, нефтетранзитный маршрут с Каспия через Северный Кавказ не окажется безальтернативным.