Парламент ожидает реакцию президента Медведева на призыв о признании независимости Абхазии и Южной Осетии

Госдума обратилась вчера к президенту России Дмитрию Медведеву с просьбой рассмотреть вопрос о признании республики Южная Осетия и республики Абхазия в качестве самостоятельных, суверенных и независимых государств.

Осенняя сессия Государственной Думы открылась досрочно. Не первого сентября, как планировали депутаты, а 25 августа. Отпуск российским парламентариям, как и Олимпийские игры, испортили грузинские власти. Народным избранникам пришлось отменить августовскую региональную неделю, которая должна была предварять сессию, и срочно собраться в Москве. Открывая пленарное заседание палаты, спикер Госдумы Борис Грызлов заявил, что реальная угроза геноцида в отношении населения Южной Осетии и Абхазии делает актуальной и закономерной постановку вопроса о признании независимости этих республик. "Настойчивыми усилиями режима господина Саакашвили все переговорные достижения последних лет были перечеркнуты, ситуация дестабилизирована", - сказал Грызлов, отметив, что "российская операция по принуждению режима Саакашвили к миру была абсолютно адекватным и правомерным ответом на очевидную агрессию", а "действия наших Вооруженных сил, российских миротворцев были профессиональными и успешными". В числе первоочередных задач, стоящих перед российскими парламентариями, Грызлов назвал оказание помощи пострадавшим, скорейшую ликвидацию последствий гуманитарной катастрофы и создание условий для возвращения людей к нормальной жизни. Депутаты Госдумы, по словам спикера, должны также принять участие в обсуждении всего комплекса вопросов обеспечения безопасности граждан России в долгосрочной перспективе. Стоит и задача сбора доказательств, описывающих полную картину трагических итогов агрессивной акции официального Тбилиси в отношении жителей Южной Осетии. Борис Грызлов отметил, что депутаты уже участвуют в этой работе. Но особое внимание, считает председатель Госдумы, нужно сосредоточить на развитии международного сотрудничества через парламентскую дипломатию, использовать все "возможности, чтобы разъяснять российскую позицию нашим зарубежным партнерам, противостоять настоящему потоку лжи и дезинформации".

Депутаты без споров утвердили повестку заседания, в которую председатель Комитета ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексей Островский и глава думского Комитета по международным делам Константин Косачев внесли два актуальных документа, и аплодисментами встретили информацию Бориса Грызлова о том, что в зале присутствуют руководители Абхазии и Южной Осетии. Сергей Багапш и Эдуард Кокойты получили возможность выступить с думской трибуны и убедиться, что могут рассчитывать на полную поддержку российских депутатов.

"Свобода Абхазии и Осетии - вещь, на мой взгляд, практически решенная", - сказал, выступая на заседании, первый зампред Госдумы "единоросс" Олег Морозов. "Признание - это не просто моральный долг, это наша государственная обязанность, - уверен лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Он считает, что надо делать и следующий шаг - "немедленно заключать соответствующий договор, который бы гарантировал безопасность этих республик и не позволил впредь таким образом расправляться с народами". Вице-спикер Госдумы от ЛДПР Владимир Жириновский сожалел, что агрессорам надо было отвечать жестче. А руководитель фракции "Справедливая Россия" Николай Левичев заявил, что Россия долго не давала ответ "фарисеям, идущим в фарватере сторонников западного экспорта демократии". А теперь настал "момент истины".

В своем обращении к президенту Российской Федерации о необходимости признания республики Южная Осетия и республики Абхазия, за которое Дума проголосовала единогласно, депутаты просят Дмитрия Медведева рассмотреть также вопрос "о скорейшем проведении переговоров с руководством республики Южная Осетия и республики Абхазия в целях создания правовой основы межгосударственных отношений, обеспечивающей регулирование всех аспектов сотрудничества и взаимопомощи, включая вопросы безопасности". Второе обращение, которое поддержали все 450 народных избранников, адресовано парламентам государств-членов ООН и международным парламентским организациям. Дума призывает их признать независимость Абхазии и Южной Осетии в качестве самостоятельных, суверенных и независимых государств, мотивируя эту необходимость вооруженным нападением Грузии на Южную Осетию. "Нынешняя эскалация конфликта - не результат раскольнических усилий неких мифических сепаратистов, как порой пытаются представить легитимное руководство Абхазии и Южной Осетии. Это трагический итог многовекового противостояния проживающих в регионе народов, которые не смогли преодолеть ни прежние, ни нынешние руководители Грузии", - говорится в тексте обращения. Авторы документа отмечают, что "еще в 1992 году, после распада СССР, народы Южной Осетии и Абхазии провели всенародные референдумы, на которых подавляющим большинством голосов обозначили свое нежелание жить в едином грузинском государстве". "Тогда грузинские националисты попытались военной силой либо принудить эти народы к капитуляции, либо, уничтожив их, забрать освободившиеся земли", - констатируют парламентарии. Госдума напоминает, что 20,21 и 22 августа этого года "народы Абхазии и Южной Осетии через их законно избранные органы власти обратились к президенту РФ, Совету Федерации и Госдуме с просьбой о признании их республик в качестве независимых государств. Госдума считает такое волеизъявление законным, обоснованным и оправданным. "Только консолидированными усилиями мы сможем предотвратить повторение военных авантюр грузинских властей, реально содействовать установлению в этом регионе мира и стабильности в соответствии с целями и принципами Устава ООН", - так прокомментировал это обращение председатель думского Комитета по международным делам Константин Косачев, подчеркнув, что грузинская агрессия против Южной Осетии была развязана при попустительстве некоторых стран Запада. "Зарубежное финансирование перевооружения грузинской армии и бездумные авансы Вашингтона и Брюсселя о вступлении Грузии в НАТО внушили Саакашвили иллюзию вседозволенности и фактически подтолкнули его к последней войне", - заявил Косачев и выразил сожаление, что некоторые из соседей России заняли крайне неконструктивную позицию по грузино-югоосетинскому конфликту: "Характерно, что среди первых визитеров в Тбилиси оказались лидеры тех стран, которые возводят русофобию в ранг официальной политики: государств Балтии, Польши и Украины".

По словам депутата, для лидеров этих государств "национальные эгоистичные цели оказались важнее жизней стариков и детей". "Безоглядная конъюнктурная поддержка режима Саакашвили, который под лозунгами демократизации Грузии все это время вел подготовку к новой войне, обернулась, как теперь выясняется, политикой поощрения агрессора".

В Госдуме, по словам спикера палаты Бориса Грызлова, "в кратчайшие сроки" ожидают реакцию президента России Дмитрия Медведева на призыв парламента признать независимость Абхазии и Южной Осетии.

Тамара Шкель

Совет Федерации

Единогласно

Сенаторы приняли обращение к президенту России о признании суверенитета Южной Осетии и Абхазии

Вчера члены Совета Федерации голосовали как никогда дружно. На повестке дня стояли два основных вопроса - принятие обращения к президенту России о признании независимости Абхазии и Южной Осетии и одобрение увеличения контингента российских миротворцев в этих республиках.

Тон заседанию задал спикер Совета Федерации Сергей Миронов: "Мы обязаны поддержать стремление народов Южной Осетии и Абхазии к стабильности, миру, независимости". Свою позицию спикер обосновал юридическими международными нормами. Миронов считает, что права Абхазии и Южной Осетии как автономных образований были нарушены еще в советское время. "После отказа Грузии в марте 1991 года провести референдум о сохранении СССР юридически и фактически ее суверенитет на территории Южной Осетии и Абхазии не сохранился", - сказал спикер СФ.

Фактически на постсоветском пространстве в этом регионе образовались новые, не зависимые друг от друга, государства - Грузия, Южная Осетия и Абхазия. Каждое из них сегодня обладает всем набором признаков самостоятельных государств, в том числе и демократически сформированными органами власти. Последнее десятилетие республики де-факто были независимыми и обладали международными связями, в том числе в рамках ООН. В качестве аргументов Миронов привел не только формальные атрибуты существования самостоятельного государства, но и тот факт, что желание независимости Южной Осетии и Абхазии высказано самим народом этих регионов на референдумах и национальных сходах.

Миронов отметил, что руководство обеих республик неоднократно обращалось к России с просьбой о признании независимости, но Москва более 15 лет строго придерживалась принципа сохранения территориальной целостности Грузии и соблюдала все международные договоренности об урегулировании грузино-югоосетинского и грузино-абхазского конфликта. Однако сегодня, убежден спикер, после военных действий, невозможно сохранять существующий статус-кво. При этом Миронов особо обратил внимание на то, что необходимо четко разделять "отношения России с нынешним грузинским режимом и наши отношения с грузинским народом. Это совершенно разные вещи. Долгое время мы жили в одном государстве. Нас связывают столетия братской дружбы, взаимовыручки и сотрудничества. Политики приходят и уходят, а народы остаются".

Долго сенаторов убеждать не пришлось, и они единогласно проголосовали за принятие обращения к президенту России о признании независимости Абхазии и Южной Осетии.

Окончательное решение об изменении государственных взаимоотношений между Россией и двумя республиками должен принять Дмитрий Медведев. "С точки зрения юридической процедуры, это - решение президента, - подчеркнул Миронов. - Именно глава государства будет решать, в какой форме он это сделает, когда и как".

Также единогласно члены верхней палаты парламента одобрили и увеличение контингента российских миротворцев в Южной Осетии и Абхазии. Однако последнее слово в этом вопросе также остается за Верховным главнокомандующим. Глава Комитета СФ по обороне и безопасности Виктор Озеров уточнил, что сенаторы "специально не оговаривали ни количество миротворцев, которые будут направлены в зону грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов, ни количество вооружений и техники. В зависимости от ситуации и складывающихся обстоятельств Верховный главнокомандующий, президент России будет решать этот вопрос".

Российские политологи в своих оценках вчерашнего решения Совета Федерации не были столь единодушны. "Абхазия и Южная Осетия однозначно не могут быть в составе Грузии. Но вопрос еще и в том, что России не остается другого варианта, как признание независимости этих республик. Грузия угрожает безопасности Абхазии и Южной Осетии, и поэтому России необходимо иметь военные соглашения с этими двумя республиками. Подписывать такие документы можно лишь с независимыми и суверенными государствами", - считает президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский. Но президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов считает, что с признанием независимости двух республик не следует спешить, несмотря на фактическую независимость этих двух государств: "Очевидно, что де-факто Абхазия и Южная Осетия уже не являются частью Грузии уже достаточно давно. Что касается российской позиции, мне кажется, что сейчас было бы политически выгоднее эту ситуацию подвесить. Если Москва сделает паузу в этом вопросе, то это даст российской дипломатии дополнительные возможности договариваться с западными партнерами о принятии решений, которые будут соответствовать интересам России. Признание де-юре - это своеобразный политический козырь, тот инструмент, который лучше иметь неиспользованным в этой ситуации". С ним солидарен и член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко: "Есть прагматический момент, по которому России признавать независимость, возможно, и не стоит. Если не будет признания, то это станет каким-то шагом для игры с Западом".

Екатерина Власова