В России к концу года сахар подорожает на 13 процентов

Анализ динамики уровня и структуры затрат на переработку 1 тонны сахара-сырца показал, что в 2008 году себестоимость переработки сахара-сырца на российских заводах выросла на 10-15 процентов, в зависимости от инвестиционных программ реконструкции, модернизации заводов, транспортного и других инфраструктурных факторов. Хотя на мировом рынке этот продукт пока не дорожает, а его российский импорт продолжает увеличиваться и ввиду роста себестоимости его переработки конечная цена готового сахара из сырца может увеличиться на внутреннем рынке к концу года на 10-13 процентов.

С учетом складывающейся конъюнктуры рынка переработки сахара-сырца, по имеющимся данным, индикативная цена переработки 1 тонны сахара-сырца в период сентябрь 2008 г. - февраль 2009 г. (включительно) складывается такой:

- 1750 рублей - для сахарных заводов плановой перерабатывающей мощности до 850 тонн в сутки;

- 1550 рублей - для сахарных заводов плановой перерабатывающей мощности свыше 850 тонн в сутки.

По оперативным отраслевым данным, в текущем году - по состоянию на вторую половину августа - в России уже переработано свыше 2,1 миллиона тонн сахара-сырца. За август-ноябрь включительно, то есть до введения сезонной пошлины на импорт сахара-сырца, объем его импорта может превысить 1 миллион тонн. Таким образом, объем такого импорта за текущий год наверняка окажется максимальным за последние несколько лет.

По данным Института конъюнктуры аграрного рынка, имеющиеся в России мощности позволяют производить до 4,1 миллиона тонн свекловичного и 8,5 миллиона тонн тростникового сахара. Такая диспропорция во многом обусловлена переориентацией в 1950-1970-х годах сахаропереработки во многих регионах бывшего СССР на тростниковое (кубинское, индийское, китайское и африкан ское) сырье. А также традиционной кратковременностью работы большинства отечественных сахарозаводов на свеклосахарном сырье.

Причем в последние 5 лет в РФ транспортные, в том числе железнодорожные мощности с трудом справляются с перевозками сахаросырья, что тоже способствует удорожанию и его, и продуктов его переработки. В частности, в портах Туапсе и Новороссийск, через которые уже который год переваливается 55-65 процентов сахара-сырца для российских заводов, в очереди под разгрузку суда зачастую стоят месяцами, а на подъездных путях нередко возникают пробки из железнодорожных вагонов. Это, как считают эксперты РЖД и Северо-Кавказской железной дороги, обусловлено замкнутостью примыкающей к этим портам железнодорожной сети и отсутствием прямого железнодорожного сообщения между Новороссийском и Туапсе.

По данным транспортного аналитика Л. Поддубной, в середине июля текущего года в Новороссийском порту случился едва ли не транспортный коллапс, когда суточная выгрузка сахара-сырца более чем в 10 раз была меньше объемов того же груза, ожидающих выгрузки в том порту. В результате этот груз уходил на выгрузку в соседние украинские порты, что привело к удорожанию "сырцовых" перевозок (то есть из-за транзита через Украину). Некоторые эксперты не исключают, что в перспективе суда с сырцом для РФ буду вынуждены разгружаться и в Сухуми или в Гаграх (Абхазия).

Так как на сырце Поти постоянно работает в РФ до 60 процентов мощностей сахарных заводов, проблема с ежегодными заторами в основных российских "сахарных" портах в период выгрузки сырца касается большинства предприятий отрасли. Однако должных инвестиций в строительство складских "сахарных" терминалов в тех портах пока нет, так как это быстро снизит прибыли от транспортно-складских работ с сахарным сырцом, как и от его сбыта заводам. По словам кандидата экономических наук Андрея Сколяренко (г. Краснодар), "к настоящему времени в порту Туапсе действует единственный маломощный склад, рассчитанный только на 15 тысяч тонн.