Власти Приангарья хотят развивать альтернативную переработку нефти

Иркутской области необходимо налаживать малую переработку нефти - в качестве альтернативы трубопроводу "Восточная Сибирь - Тихий океан" и для сдерживания цен на бензин в регионе. Об этом заявил заместитель губернатора Приангарья Дмитрий Шейбе.

Высокопоставленный чиновник признал, что ВСТО придал импульс нефтедобыче в регионе. Однако обратил внимание, что на бюджете региона наличие нефтепровода и активная разработка месторождений никак не отразятся.

- Причиной тому так называемые налоговые каникулы - в течение ближайших 10 лет  компании, качающие нефть, не будут платить налог на добычу полезных ископаемых, - пояснил Дмитрий Шейбе. - А именно этот налог, точнее, его часть, поступает в местные и региональный бюджеты. Все остальные платежи оседают в тех регионах, где нефтяные компании зарегистрированы.

Поэтому администрация Иркутской области заинтересована в переработке углеводородов на территории области.

По словам Дмитрия Шейбе, власти рассматривают возможность строительства на севере области небольшого нефтеперерабатывающего завода на миллион тонн продукции в год. Блок-пакет акций этого предприятия должен, по задумке, принадлежать администрации региона - чтобы та могла контролировать производство и ценообразование. В качестве взноса в уставной капитал, считает замгубернатора, можно было бы использовать средства, вырученные от продажи областных акций "Верхнечонскнефтегаз". Запущенный предыдущей администрацией процесс продажи этих ценных бумаг сейчас приостановлен, сообщил Шейбе, для выяснения ситуации и повторной оценки. В перспективе он может быть реализован с аукциона.

- И кто знает, может, тогда средств хватит на строительство не только завода, но и сети АЗС, - поделился мечтами замглавы области. - В любом случае, независимая нефтепереработка с регулируемыми администрацией ценами позволит стабилизировать ситуацию с ГСМ. По нашим данным,  регион потребляет около 2,5 миллиона тонн нефтепродуктов - от бензина до керосина - в год. Завод-миллионник окажет заметное влияние на рынок. А то недавние действия "Роснефти" нас просто шокировали.

Кроме того, если такое предприятие разместить на севере, то можно значительно сократить расходы на Северный завоз.

Пока власти Иркутской области не делали инвесторам конкретных предложений, поскольку такая инициатива, как выразился Шейбе "лежит в политической плоскости и требует согласования на федеральном уровне". Однако, по мнению чиновников, нефтяные компании заинтересованы в таком проекте.

- Один ВСТО - это безальтернативный вариант. Добытчики заинтересованы в альтернативном рынке сбыта хотя бы части нефти. Тем более, на этапе первой очереди нефтепровода, когда далеко не все компании получают разрешение на подключение к трубе, - подчеркнул замгубернатора.

Мнение

Николай Буйнов,  председатель совета директоров Иркутской нефтяной компании:

- Этот проект вызывает интерес, однако возникают вопросы о рентабельности производства. С введением новых государственных регламентов по топливу его производство резко подорожало. Особенно это касается ЕВРО-3 и ЕВРО-4. Окупаемости можно добиться только за счет масштабов производства, и миллион тонн - это не тот объем, который сделает проект безубыточным.