Квалифицированные рабочие на Ставрополье стали дефицитом

Пока работодатели региона испытывают кадровый голод, учреждения профобразования ищут способы выживания. Все они пытаются выстроить свою стратегию подготовки специалистов. В большинстве случаев она не отвечает реальным потребностям экономики. Почему - выясняла корреспондент "РГ".

Решить общую проблему можно будет только тогда, когда работодатели и учебные заведения начнут действовать сообща. Это понимают и те и другие. Стороны даже предпринимают попытки развивать взаимовыгодное сотрудничество. Но работает это пока только на локальном уровне. Нет единой отлаженной системы социального партнерства.

Работа ради учебы

На сегодняшний день предприятия Ставрополья остро нуждаются в электросварщиках, слесарях, электромонтерах, токарях. Некому работать на станках. Настоящая охота идет за специалистами по металлообработке, не хватает строителей.

Между тем ПТУ с каждым годом становится все меньше. Да и желающих получить рабочую специальность не так уж и много.

- В краевом центре всего два учреждения профобразования готовят строителей. Каждое обеспечивает примерно десятую часть требующихся рабочих, - рассказывает директор ставропольского политехнического колледжа Василий Хорин. - Сейчас действующим в городе организациям необходимо примерно 3,5 тысячи мастеров. В год учебное заведение выпускает от 200 до 250 строителей. Не все они идут работать по специальности, еще часть забирают в армию. Те, кто остался в отрасли, нарасхват.

Учебные заведения не в состоянии выполнить заказ социальных партнеров. Одни ищут рабочих в селе, другие нанимают иностранцев или приезжих из других регионов. Есть опасения, что многие из них в скором будущем отправятся на самую большую стройку страны - в Сочи. В связи с Олимпиадой ситуация только усугубится, уверены работодатели.

Василий Хорин считает, что проблему профессионально-технического образования без помощи предприятий не решить. Со многими крупными строительными фирмами колледж заключил договоры о сотрудничестве. Социальные партнеры с удовольствием берут на практику студентов, трудоустраивают их в дальнейшем, но на этом содействие заканчиваются. Реальную (спонсорскую) помощь оказывают единицы.

- Специалиста, на подготовку которого затрачено немало средств, предприятия привыкли получать бесплатно. Хотя все наши усилия направлены главным образом на то, чтобы работодателей обеспечить профессионалами. Многие, отказывая в помощи, ссылаются на то, что на учебу студента выделяются бюджетные деньги.

Как правило, казенных средств не хватает. Многие учебные заведения зарабатывают сами. Есть даже такие, которые обеспечивают от 60 до 80 процентов внебюджетных средств. Студенты строят, варят, изготавливают металлические и деревянные изделия на заказ (все зависит от профиля того или иного учреждения). На заработанные деньги приобретают материалы для практики. Эта часть расходов не финансируется.

- Во многих странах предприятия независимо от формы собственности отчисляют на подготовку кадров определенный процент ежемесячного фонда зарплаты. В некоторых государствах компания, которая не хочет или не имеет возможности сама обучать рабочих, платит специальный налог. Эти деньги идут на национальное профтех-образование, - рассказывает Василий Хорин.

Он считает, что и у нас необходимо на законодательном уровне четко определить понятие "социальное партнерство", систематизировать и описать отношения между работодателями и учебными заведениями. Создать так называемую базу предприятий и закрепить учебные заведения за конкретными организациями.

Умельцы с улицы

Между тем для работодателей Ставрополья сегодня главная проблема - найти человека, который действительно готов работать. На такого они согласны тратить и время, и деньги.

- Проблема дефицита усугубляется тем, что сегодня хорошо развита сфера обслуживания, особенно в крупных городах, - уверен начальник отдела кадров завода по изготовлению поршневых колец Константин Яценко. - Многие молодые люди выбирают не физический труд, а непыльную работу за прилавком.

Возраст тех, кто готов трудиться, не покладая рук, - выше среднего. Много работающих пенсионеров и людей, которые вот-вот отправятся на заслуженный отдых. Молодежь, как правило, долго не задерживается. Получает опыт и уходит в другую сферу.

- Мы готовы взять начинающего и научить его работать, - говорит Константин Яценко. - Ученикам платим зарплату. Такие условия сейчас редко кто может предложить.

Тем не менее предприятиям приходится прилагать немало усилий, чтобы найти нужного специалиста. Поиск рабочих идет постоянно: кадровики обращаются в службу занятости, сами размещают объявления, участвуют в ярмарках вакансий. О том, что заводы нуждаются в рабочих руках, знают и в управлении федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю. Условный срок некоторые нарушители закона отрабатывают на производстве. По его завершении редко кто из этого контингента остается трудиться на постоянной основе.

На другом известном в крае предприятии по производству счетчиков учета электрической энергии также одним из главных критерием отбора потенциальных сотрудников является их желание трудиться. Опыт работы не играет большой роли. Выпускника, зарекомендовавшего себя на практике, а затем на стажировке, устроят без проблем.

Здесь понимают, что будущую смену нужно воспитывать самим и этим занимаются буквально со школьной скамьи.

- Впервые в этом году подразделение в Невинномысске проведет ряд мероприятий по профориентации учащихся одной из школ города, - рассказал начальник отдела кадровой политики концерна Евгений Ларский. - Постоянно в течение учебного года специалисты проводят встречи со студентами вузов, техникумов и ПТУ. Это направлено на то, чтобы к нам изначально приходил только тот, кто настроен работать, а не за отчетом о практике.

Несмотря на грамотную кадровую политику, здесь тоже дефицит профессионалов. Как и многим другим предприятиям, требуются специалисты по металлообработке. Единственное в крае учебное заведение, выпускающее таких рабочих, не покрывает огромный спрос на них. Заводы переманивают кадры из других регионов, сотрудничают с вузами и сузами страны.

- За последние годы система профтехобразования сильно пострадала. Нет нужных специалистов, а те, кто приходит, недостаточно подготовлены, - считает Евгений Ларский. - Да и учебные программы сильно отстают от потребностей современного производства. Круг проблем, с которыми сталкиваются вузы и сузы, всем известен. Решать их нужно совместно. Проблему профессионально-технического образования без участия работодателей не решить.

Некоторые вузы запрашивают сейчас у предприятий информацию о том, какие конкретно знания нужны сегодня тому или иному специалисту. На основе этих рекомендаций корректируются учебные планы.

Прямая речь

Виктор Казначеев, председатель совета ректоров вузов Ставропольского края:

- Раньше система начального (ПТУ) и среднего (техникумы) образования была четко выстроена под плановую экономику. И если сейчас вузы отчасти сумели приспособиться к новым условиям, то начальное (НПО) и среднее (СПО) профессиональное образование оказалось практически с протянутой рукой. В 2005 году в ведение исполнительных органов субъектов РФ передано свыше 2400 образовательных учреждений НПО и СПО. Однако до сих пор не все регионы в состоянии финансировать их. Это привело еще и к тому, что снизился уровень управления этими учебными заведениями со стороны государства. Единое образовательное пространство нарушилось.

Альтернативой старой системе профтехобразования может стать многоуровневая система непрерывного профессионального образования. В этом случае учреждения НПО и СПО включаются в состав профильных вузов и становятся их структурными подразделениями. Такой опыт уже есть у некоторых высших учебных заведений Ставропольского края.