В ярославских школах ведется конкурентная борьба за учеников

К началу учебного года в некоторых ярославских школах открывают по пять первых классов, в других же едва могут набрать детей на два. В погоне за учеником не все образовательные учреждения выдерживают жесткую конкуренцию.

В школе № 90, которая находится в Дзержинском районе Ярославля, аншлаг - родителей, желающих отдать свое чадо именно в это учебное учреждение, оказалось слишком много.

- В нашем классе 27 человек, перед этим говорили, что будет 30, - переживает мама первоклассника Максима. - Уже сегодня набрано пять первых классов. Речь шла и о шестом. Конечно, у меня возникают сомнения относительно качества учебного процесса при таком количестве детей.

Ситуация и впрямь выглядит странно. К примеру, в ярославской школе №58 набрано пять первых классов, а в соседнем с ней общеобразовательном учреждении, которое находится буквально в ста метрах, - всего три, причем один из них - коррекционный.

Не секрет, что зачастую в погоне за качеством образования родители отдают своих детей в школы соседних районов. Невыспавшиеся малыши с ранцами за плечами ездят в переполненном транспорте из спальных районов в центр города, хотя под окнами их дома находится полупустая школа, где учеников ждут как манну небесную. Ведь при существующем нормативном финансировании каждый ученик для школы - это деньги. Чем больше детей удалось набрать - тем выше финансирование, тем больше зарплата учителей, шире возможности по улучшению материально-технической базы. Связь очень прямая, и все это понимают.

Потребитель всегда прав

Нормативно-бюджетное финансирование в Ярославской области было введено еще в 2003 году. Цели преследовались самые благие - сделать бюджет более прозрачным, обеспечить ситуацию, когда средства, выделяемые государством на образование, гарантированно доходят до ребенка.

- То есть в данном случае финансируется не образовательное учреждение, а образовательная услуга для конкретного ребенка, - говорит первый заместитель директора департамента образования области Михаил Груздев. - В значительной мере нормативное финансирование - это не что иное, как экономический, рыночный механизм регулирования в системе образования. Каждый из нас, как налогоплательщик, имеет право на образование для своих детей и получает своего рода ваучер. И только сам человек может решить, куда его отнести. Устраивает родителя образовательная услуга, предоставляемая данной школой, он идет туда, нет - ищет другую. Мы одними из первых перешли на нормативное финансирование, другие регионы еще не завершили этот процесс. К сожалению, профессиональное педагогическое сообщество недооценило значимость этого процесса. По нормативному принципу финансируется бюджетная сфера во всем развитом мире. Мне кажется, самое важное здесь то, что потребителю образовательных услуг дан реальный механизм влияния на систему образования.

Где пусто, где густо

Все это означает лишь одно - неизбежную конкуренцию среди образовательных учреждений, которые сегодня, чтобы выжить, вынуждены вести борьбу за ученика. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже.

Ярославская общеобразовательная школа № 25 в этом году набрала всего два первых класса. Ситуация вполне предсказуемая, ведь неподалеку находятся "престижные" 42-я, 43-я и 49-я школы.

- Иногда так обидно бывает! - не может сдержать эмоций директор школы №25 Ольга Вязниковцева. - Что, у наших выпускников золотые медали мягче на зуб? Наша школа вошла в число обеспечивающих качество образования, а в Ярославле это смогло сделать не каждое образовательное учреждение. Мы выполняем тот же самый стандарт образования. У нас работает хорошая социально-психологическая служба, мы "выравниваем" отстающих. Вот сейчас у нас набрано всего два первых класса, но к начальной школе ситуация меняется. Дети, которые не смогли учиться в элитных школах, идут к нам. И мы их принимаем, помогаем таким ребятам.

Между тем Татьяна Жарова, директор школы №43, где стоит другая проблема - как принять всех желающих здесь обучаться, уверена: работать надо лучше, и тогда недобора в первых классах не будет.

- Мы ведь не даем рекламу в газетах, на телевидении: мол, наша школа самая лучшая, приходите к нам, - говорит Татьяна Сергеевна. - Сегодня довольно прозрачная система, результаты итоговой аттестации и ЕГЭ можно найти в Интернете, после чего самостоятельно сделать выводы о работе школы. Если результат есть - родители идут в это образовательное учреждение.

И какого-то жесткого отбора, по словам Татьяны Жаровой, в ее школе нет - просто, если классы уже переполнены, приходится родителям отказывать.

- Мы открыли три первых класса, хотели и четвертый - но не получилось. Мы и так "схулиганили" - вместо 25 детей в классе набрали больше.

Комментарии

Сергей Терех, директор ярославской общеобразовательной школы № 90:

- Необходима работа педагогического коллектива. Либо с вниманием и заботой относиться к каждому ребенку, уметь уважать его, слышать, чувствовать, либо остаться без учеников. Нужно менять организационную культуру, повернуться лицом к родителям, к детям. Например, наша школа - одна из немногих, где введена пятидневка. Мы пошли на это после обращений родителей. С точки зрения руководителя, я потерял часы, учителя потеряли в зарплате, но взамен мы получили дополнительный выходной, отдохнувших детей.

Процесс этот обоюдный. Под лежачий камень вода не течет, нужно открываться навстречу детям и родителям.

Михаил Груздев, первый заместитель директора департамента образования Ярославской области:

- Только потребитель может определить, сколько городу нужно лицеев и гимназий. Школы различаются по своим образовательным программам, по своему климату, организационной культуре. Фактически сегодня школа ищет свое лицо в плане образовательной программы. А дальше родители выбирают ту или иную услугу.

Если школа не находит себя на этом рынке, то учредитель должен принять решение, что с ней делать. Возможно, ей суждено закрыться, и трагедии здесь я не вижу.

Конкуренция нужна, в том числе и в государственном секторе экономики, в противном случае мы придем к застою, система развиваться не будет. Мы не настолько богаты, чтобы, образно говоря, иметь четыре костюма, а не два. Поэтому образовательная система претерпевает изменения, и это нормально, что какие-то школы будут закрываться.

Главное - решение учредителя не должно ущемлять интересы ребенка. Если на окраине одна школа, в другие идти далеко, мы должны ее сохранять, и финансироваться она будет не на основе норматива, там будет работать повышающий коэффициент. Но важно понять одно: и школа, и учитель, как это ни жестко звучит в канун первого сентября, это всего лишь средство, их предназначение - работа на интересы ребенка.