Актерская молодежь массово покидает дальневосточную сцену

Город на время третьего театрального форума, впервые проводящегося на Дальнем Востоке, стал региональным художественным цехом.

Давно здесь не видели столько представителей богемы: столичные профессора искусствоведения, модные режиссеры и хореографы, именитые театральные критики.  Десант численностью 40 человек разбудил культурную жизнь региона, а Хабаровск даже назвали театральной столицей округа.

За кулисами

Актеры и режиссеры сидят в партере. Это непривычно. С ролью зрителей они справляются неважно, дискутируют, шепчутся, крутятся, обнимаются - многие не виделись по 10-15 лет. И сразу же начинают говорить о проблемах, они на Дальнем Востоке у всех театров общие.

Актерская молодежь массово покидает региональную сцену, рвется в столицы, хоть пиццу продавать, хоть в сериалах сниматься. А зрелые мастера из глубинки жалуются на то, что находятся вне контекста европейских и московских театров, в своеобразной творческой блокаде. Не хватает не только актеров, но и хореографов, художников, костюмеров.

На Дальнем Востоке все начинается раньше, в том числе и спектакли. Иногда их играют на чужом поле - как Камчатский областной театр драмы и комедии, в котором уже два года идет долгая реконструкция.

- Это нелегкая судьба: пытаться сохранить труппу и театр, - признался художественный руководитель Валентин Зверовщиков. - Но мы делаем это, чтобы не выветрился с Камчатки запах кулис, чтобы люди знали: Дальний Восток - это не только рыба и подводные лодки, но и театр.

Тема болезненна для всех. Например, 1 сентября появился новый театр в молодом городе Мирном. Заместитель министра культуры Республики Саха (Якутия) Наталья Базылева почти взмолилась со сцены: может, кто рискнет рвануть в столицу алмазного края? Из зрительного зала раздался понимающий смех актеров-профессионалов.

Для уважаемой публики

Отдаться на суд столичных критиков со своими работами из дальневосточных осмелился только Хабаровский театр юного зрителя.

Хотя только в Хабаровском крае шесть профессиональных театров и множество любительских. На слуху профессионалов яркий, родившийся из крохотной студии пантомимы театр "Триада", театр одного режиссера Вадима Гоголькова - с мини-штатом и маленьким залом. Он воспитал своего зрителя, пройдя путь от клоунских шоу до серьезных произведений Экзюпери и Гоголя. Критики благоволят и известному всей Европе экспериментальному театру КнАМ из города юности. Но все коллективы - и профессиональные и любительские - испытывают проблемы подготовки и обновления творческого состава.

Зрелые мастера из глубинки находятся вне контекста западных театров, в своеобразной творческой блокаде

- На театральную жизнь в 2007 году было выделено более 150 миллионов рублей, - сообщил министр культуры края Александр Федосов. - У нас ежемесячно платят 59 стипендий талантливым актерам, финансируют гастроли и конкурсы.

Каков КПД этих расходов? Министр заметил, что в репертуаре краевых театров числятся 126 спектаклей, и в прошлом году их посетило более полумиллиона зрителей. Есть у нас свой премьерный лидер: Комсомольский-на-Амуре драматический театр умудрился за год поставить 11 спектаклей. Чемпион по гастрольной деятельности - Хабаровский театр музыкальной комедии. Но этого недостаточно ни публике, ни актерам.

- Человеку необходима культурная среда, к которой тянется душа, - говорит заместитель председателя правительства Хабаровского края по социальным вопросам Олег Леховицер. - Ведь именно за этим едут в столицы. Как сделать, чтобы не уезжали отсюда и не искали лучшей доли?

Монолог столичного гостя

Председатель союза театральных деятелей России Александр Калягин огорчается, что в огромном регионе нет ни одного дома актера.

- А где же собирается ваша художественная интеллигенция, где бьется духовная мысль? Ведь дома актера всегда были центром культурной жизни. Неужели местные власти лишены амбиций иметь репутацию просвещенных руководителей? - недоумевает Калягин. - Хотя на Дальнем Востоке с режиссерами еще не так ужасно обстоят дела, как в других городах - у вас их нет только в четырех театрах из тридцати.

Дальневосточные режиссеры не учатся, и дело не в деньгах, а в инертности, уверен председатель Союза театральных деятелей России.

- СТД выделяет гранты на участие в семинарах, дорогу и проживание, но от вас заявок нет. А из Сибири есть, - припер к стене коллег Калягин. - Рассуждаете: "Мы далеко, мы провинциалы". С этим надо покончить, ведь мастера, еще слава Богу, живы, есть семинары и мастер-классы по сценической речи и актерскому мастерству. А если у молодых актеров иногда не складывается репертуар, из этого есть выход - проект СТД "Моноспектакль".

Он призвал дальневосточников поменьше ныть, потому что времена меняются. Например, раньше театральные критики мало ездили, а сейчас они объехали почти весь Дальний Восток. Проблема гастролей, по его убеждению, тоже решается.

- Для этого существует спецпроект "Гастроли". Мы готовы выделить средства для таких творческих поездок тем, у кого есть хорошая зависть и амбиции. Делайте хорошие спектакли.

 И под бурные аплодисменты сообщил, что СТД выделил три гранта Дальнему Востоку для поездок в Москву и Санкт-Петербург.

Дословно

Татьяна Бедина, директор Амурского областного драматического театра:

- Наш маленький театр, которому уже 125 лет, когда-то тоже заставлял плакать и радоваться. Но у нас нет своих фестивалей. Молодец Ефим Звеняцкий, приехавший в столицу со спектаклем, молодцы хабаровчане, взявшие премию "Золотая маска". А мы не приедем на Страстной бульвар и не покажем спектакль нашего молодого дипломника. Как показать, что мы есть и мы живы? Жаль, что на местных театральных форумах не бывают представители министерства культуры.