Сахалинцы все более активно выступают за строительство моста на материк.
Представители общественности пришли к выводу о необходимости проведения в ноябре в Москве слушаний, посвященных "Сахалинскому проекту" - так окрестили амбициозную идею строительства перехода с острова на материк ее сторонники. Задача ноябрьского мероприятия серьезная: нужно не просто познакомить всю остальную Россию с проектом, но сделать его общенациональной идеей.
История вопроса
Вопрос соединения острова с материком поднимался уже в конце 30-х годов прошлого века. Тогда советское правительство приняло решение о строительстве железной дороги от станции Победино до мыса Погиби и далее по тоннелю под дном пролива Невельского на мыс Лазарева. С началом Великой Отечественной войны работы по сооружению тоннеля и железной дороги по вполне понятной причине прекратили, а возобновили только в 1950 году. Но в 1953-м свернули окончательно.
С той поры попытки реанимировать проект предпринимались неоднократно: в 1979 году, 1999-м и, наконец, в наше время.
В период с 2000 по 2002 год были выполнены значительные объемы проектно-изыскательских исследований. Большое внимание при завершении работ на стадии обоснования инвестиций в строительство в 2007 году уделялось оценке природных опасностей пролива Невельского и оценке воздействия на окружающую среду строительства постоянного перехода через пролив.
Нужный мост
В настоящее время по всей России ведется обсуждение на тему строительства перехода. На прошедших в Южно-Сахалинске слушаниях Общественной палаты РФ этой теме посвящалась треть всего рабочего времени.
- Сахалинцы широко поддерживают идею этого строительства, - заметила на слушаниях Елена Степанская, член Общественной палаты РФ от Сахалинской области.
По словам Елены Степанской, в настоящее время решается вопрос - войдет ли проект строительства моста на материк в концепцию развития России? Если войдет - то весь Дальний Восток получит мощнейший экономический и социальный стимул к развитию. Например, участники общественных слушаний пришли к единому мнению, что мостовой переход с Сахалина на материк позволит серьезно укрепить позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Также мост станет серьезным подспорьем для формирования постоянного населения Сахалина.
Но скорее всего мостовой переход с Сахалина на материк появится не ранее 2030 года - к такому выводу пришли представители российской общественности. Наиболее вероятное место его возведения - самый узкий участок пролива Невельского, где расстояние от острова до материка около 7 километров.
Тем более важно ускорить строительство перехода. Это прекрасно понимают общественные организации России и в настоящее время готовят и уже проводят целый ряд акций в поддержку строительства моста, а вернее - мостов. Ведь по уже разработанным проектам переходы должны соединить Сахалин не только с материком, но и с островом Хоккайдо, объединив, таким образом, весь Азиатско-Тихоокеанский регион единой транспортной цепью.
В настоящее время в краеведческом музее Южно-Сахалинска общественной организацией "Развитие" открыта выставка "Мосты Сахалина". На ней представлены полсотни фотографий различных мостов, расположенных в Сахалинской области, а также три проекта возможного мостового перехода с Сахалина на материк. Цель выставки, как сообщили "РГ" в общественной организации, - поддержать строительство мостовых переходов "Сахалин - материк" и "Сахалин - Хоккайдо".
А в середине сентября в Южно-Сахалинске должен стартовать автопробег по Дальнему Востоку в поддержку идеи строительства мостового перехода "Сахалин - материк".
Три варианта
- Я полностью уверен в том, что переход, соединяющий материк с Сахалином, будет построен, но где именно, пока сказать не берусь, - рассказал "РГ" Виктор Афанасьев, начальник отдела государственной экологической экспертизы комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области.
Виктор Афанасьев работает над проектом перехода с острова на материк уже более десяти лет. За это время он совместно с видными учеными и инженерами России всесторонне проанализировал проблему и на прошлой неделе поделился с общественностью своими выводами. В частности, сахалинский чиновник рассказал о наиболее перспективных, по мнению ученого сообщества, вариантах строительства перехода.
По словам Виктора Афанасьева, по целому ряду критериев наиболее приемлемыми для сооружения моста могут быть три варианта. Из них первый вариант - мыс Лазарева - мыс Погиби - приведет к наименьшим негативным последствиям и потребует меньших усилий на реализацию берегозащитных мероприятий. Второй вариант - мыс Невельского - мыс Лах - к большей по масштабам реакции сахалинского берега после сооружения дамбы насыпи. Третий - от мыса Муравьева до мыса Уанги - проходит по "мелководью" (глубины 16 - 17 метров), однако потребует серьезных работ по дополнительному строительству дамб и мостов на самом острове.
- Вне зависимости от того, какое место для стройки правительство страны выберет как окончательное, я заостряю внимание общественности на другом немаловажном аспекте проблемы - вариантах самого перехода. В равной степени это может быть подземный тоннель или мост - современные технологии позволяют возводить и тот и другой объекты. Но вот от чего хотелось бы предостеречь - так от идеи воссоединения острова с материком посредством глухой дамбы, - отметил Виктор Афанасьев.
Дамбы не надо
Вариант перехода через пролив Невельского с глухой дамбой и судоходным каналом рассматривался в 30-е годы прошлого века, но тогда предпочтение было отдано тоннелю.
Однако в прошлом году один из международных институтов вновь поднял этот вариант, предложив техническое решение проблемы, но не просчитав, как считает Виктор Афанасьев, оценки воздействия на окружающую среду.
Но реализация проекта может привести к фатальным последствиям - прекратится всякая связь между Японским и Охотским морями, и, как следствие, произойдет массовый мор многих морских видов рыб и беспозвоночных. Кроме того, проект окажется экономически невыгодным из-за необходимости ежегодно проводить дноуглубительные работы и строительства мощной защитной системы дамбы от штормовых и ледовых воздействий с обеих сторон.
Вот почему наиболее привлекательным Виктор Афанасьев считает вариант строительства моста или подземного тоннеля.
- Задача сахалинской общественности состоит в том, чтобы не упустить выгодный для нее вариант, настоять на своем. Ни в коем случае нельзя, руководствуясь соображениями: "в Москве решат за нас", устраняться от проблемы. Так сахалинцы рискуют оказаться перед фактом, причем не самым радужным, и упустить весьма заманчивые перспективы, - отметил островной чиновник.