Одной из главных проблем школ Алтая становится преклонный возраст педагогов

Новый учебный год Алтайский край, в отличие от некоторых соседей по СФО, начал почти с полным комплектом педагогов.

На сегодняшний день в общеобразовательных учреждениях региона преподают 26,6 тысячи учителей. Всего в системе общего образования трудятся более 47 тысяч педагогов.

Несколько последних лет система образования края переживает метаморфозы, называемые реструктуризацией. Этот процесс предполагает видоизменение сети общеобразовательных школ. Маленькие школы или консервируют (таких не больше десятка), или делают филиалами более крупных, которые, в свою очередь, активно оснащаются компьютерами, интерактивными досками и прочими электронными атрибутами современного образовательного процесса. За последние четыре года общее количество школ сократилось почти на сотню - сейчас в крае насчитывается 1411 общеобразовательных учреждений. В этом году реструктуризация коснется еще 43 школ. Почти девять тысяч детей на 500 школьных автобусах ездят учиться в соседние села.

В новых условиях о дефиците учительских кадров в регионе говорить не приходится. Это и неудивительно: практически после любой реструктуризации несколько педагогов не выходят на новое место работы (иногда единственным специалистом, который отказывается от предлагаемого трудоустройства, является директор присоединяемой школы). Чаще всего педагоги из закрываемых школ отправляются на заслуженный отдых - благо, что уже или возраст позволяет, или выслуга лет.

И хотя, как признали в управлении края по образованию и делам молодежи, на 1 сентября в школах региона считаются свободными 56 вакансий, детям преподают все предметы в предписанном объеме. Часы незанятых ставок разделили между собой работающие учителя. Педагогические ставки свободны преимущественно в сельских районах - Заринском, Косихинском… Здесь штаты позволяют принять на работу учителей русского языка, математики, английского и немецкого языков (кстати, с учителями английского непросто и в соседней Республике Алтай - там на свободные семь вакансий будут  приглашать поработать уже ушедших на отдых учителей-пенсионеров).

Тем не менее "учительский вопрос" с повестки дня снимать опасно: многие директора, особенно сельских школ, обеспокоены значительным количеством людей предпенсионного и пенсионного возраста в учительской среде. Согласно официальной информации, педагогов, перешагнувших отметку пенсионного возраста, не так много - 3324 человека (около 12,5 процента от общего числа). Но, как показывает практика, большинство из них работает в сельских школах, где процесс омоложения кадров идет тяжелее, чем в городах.

В селе Мартыново Ельцовского района учебный год начался в новой школе - за несколько месяцев достроили и оснастили бывший "долгострой". Директор школы Иван Еловиков, показывая школьные владения, признался корреспонденту "РГ": "Значительной части нашего коллектива больше 45 лет. Девять педагогов - пенсионного возраста. Они все работают, потому что пенсионное обеспечение у нас не на должном уровне. И пока молодым в коллективе места, вроде, и нет. Но ведь настанет момент, когда мое поколение не сможет работать и уйдет. И что тогда будет? Пополнение коллектива молодыми кадрами идет непросто".

Процесс омоложения учительских кадров особенно тяжело идет в сельской местности

Увы, далеко не все "молодые кадры" - выпускники педагогических вузов - стремятся попасть в школу, тем более в сельскую. Дело здесь и в скромной зарплате, и в отсутствии жилья, и даже в том, что не в каждой деревне можно выйти замуж… По мнению молодых педагогов, сейчас в школе тяжело работать психологически - когда учительский костяк "старше 45", да еще и в подавляющем большинстве своем женский, прижиться в коллективе весьма непросто.

А как у соседей?

Иркутская область

В школах Иркутской области много открытых вакансий. По данным департамента образования, не хватает 584 учителей.

Острее всего ощущается нехватка преподавателей английского языка - 93 вакансии до сих пор открыты. При этом в Иркутском государственном лингвистическом университете в этом году подготовлено 115 "англичан", однако работать в школы пойдут далеко не все. Среди тех, кто обучался на общих основаниях, многие не скрывали, что не собираются заниматься педагогикой - уж слишком невысокие зарплаты, да и проблемы с жильем не решаются из года в год. Также в области не хватает учителей русского языка, математики, физики, информатики и химии. Последствия кадрового голода уже начинают сказываться на качестве обучения. Весной ученики трех учебных заведений в Нижнеилимском районе, не прошедших аккредитацию, едва не оказались без аттестатов о среднем образовании. Комиссия службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области установила, что качество образования в этих школах не соответствует стандартам. На протяжении нескольких лет ученикам не преподавали химию, иностранный язык и черчение.

- Самое печальное, что к нам не идет молодежь, - считает Надежда Свирская, директор одной из школ в Братске. - И причина не только в невысокой зарплате. Профессия потеряла былой социальный статус. В школе остались энтузиасты и те, кто не смог устроиться на более престижную работу.

Выпускники вузов нежелание работать по профессии объясняют еще и непростым психологическим климатом в учебных заведениях.