Сегодня пенсионное ведомство республики активно внедряет информационные технологии. Что это даст рядовому пенсионеру? На этот и другие вопросы на деловом завтраке в Приволжском представительстве "РГ" в Уфе ответил управляющий Отделением Пенсионного фонда РФ по РБ Фоат Хантимеров.
Сертификат по счету
Фоат Хантимеров: Мы должны заботиться о том, чтобы нашим клиентам было удобно. Создание архивов электронных выплатных дел на каждого пенсионера и получателя ежемесячных денежных выплат позволяет в автоматизированном режиме произвести перерасчет, индексацию и выплату пенсии в кратчайшие сроки.
"Российская газета": В городе Учалы выдан тридцатитысячный сертификат на получение материнского капитала. Республика в лидерах по этому показателю среди российских субъектов.
Хантимеров: Уточню: рожают больше вторых и последующих детей, попадая тем самым под действие Федерального закона о материнском капитале. А происходит это по двум причинам. Во-первых, в республике создана и действует законодательно закрепленная система мер поддержки семьи, материнства, детства. Во-вторых, решение завести второго, третьего или даже четвертого ребенка появляется на стабильном социальном фоне.
"РГ": Вера Дмитриева из Ишимбая спрашивает, каков сегодня, с учетом индексации, размер материнского капитала и надо ли родителям специально обращаться в Пенсионный фонд, чтобы проиндексировать первоначальную сумму?
Хантимеров: Материнский капитал несколько подрос и составляет 276 тысяч 250 рублей. На каждого обладателя сертификата в Пенсионном фонде открыт персональный счет, сумма на котором индексируется автоматически. Никаких специальных шагов для этого предпринимать не надо.
Пакет с деньгами
"РГ": С 1 августа 2008 года изменились размеры пенсий. На сколько в среднем выросли выплаты в нашем регионе?
Хантимеров: Средний размер трудовой пенсии увеличился на 443 рубля и составил 4313 рублей. Пенсия по старости стала больше в среднем на 466 рублей и исчисляется сегодня 4533 рублями.
"РГ": Пенсионерка и инвалид первой группы Регина Исхакова из Белебея спрашивает, нельзя ли оформить официальный отказ от пользования социальным пакетом в пользу денежной компенсации в течение этого года? За шесть месяцев 2008 года ни она, ни ее муж, тоже федеральный льготник, не получили ни одного бесплатного лекарственного препарата в аптеке. Все необходимое супруги вынуждены покупать за свои деньги.
Хантимеров: Граждане, желающие отказаться от набора социальных услуг в следующем году, имеют право обратиться в управление Пенсионного фонда по месту жительства. Они могут получить взамен соцпакета денежный эквивалент либо по всему набору, либо по одной из частей - в зависимости от их желания. Заявление об этом подается до 1 октября текущего года лично и действует в течение следующего календарного срока. Иных условий существующим законодательством, к сожалению, не предусмотрено.
В режиме единого окна
"РГ": Дмитрий Медведев, посетивший в феврале 2008 года Уфу еще в качестве первого вице-премьера Правительства РФ, высоко оценил реализацию в регионе нескольких пилотных проектов развития пенсионной системы. Что они дают рядовому пенсионеру?
Хантимеров: Мы реализуем четыре проекта, направленные на улучшение оказания услуг населению. Региональное управление обслуживает более миллиона пенсионеров, ведет лицевые счета на 3 миллиона 850 тысяч работающих граждан. Среди наших клиентов более 400 тысяч федеральных льготников, а также 200 тысяч страхователей.
Такой солидный объем предполагает использование современных подходов к работе. Один из пилотных проектов преследует именно эту цель. Во всех 69 территориальных управлениях мы создали клиентские службы, работающие в режиме единого окна и обслуживающие посетителей в течение всего рабочего дня. В среднем это более восьми тысяч человек.
Каждый обратившийся в клиентскую службу при наличии страхового полиса может получить исчерпывающую информацию относительно пенсионных выплат, управляющих организаций, льготах. Для небольших населенных пунктов в сельских районах, а также для обслуживания большого количества граждан одновременно - например, на каком-то крупном предприятии - у нас имеются мобильные клиентские службы. По графику, согласованному с главами администраций территорий, члены мобильных групп выезжают на места. Для работы они имеют с собой всю необходимую технику - ноутбуки, принтеры.
Единственное условие - наличие связи: сетевой или мобильной. Обслуживание клиентов они в состоянии развернуть в считаные минуты и проводить в любой точке республики.
Так что узнать все о текущей пенсии либо пенсионных накоплениях может любой житель Башкортостана, живущий даже в самой отдаленной деревеньке. И ездить ему и обивать пороги в райцентрах и городах не надо.
Еще один проект касается информирования застрахованных лиц о состоянии лицевых счетов. Он позволяет в режиме реального времени получить сведения о будущих пенсионных накоплениях через информационный киоск (терминал) Пенсионного фонда или банкомат. Здесь же можно выбрать управляющую компанию для передачи в ее распоряжение имеющихся средств без участия посредников. Очень удобно и надежно.
"РГ": Какова, на ваш взгляд, сегодня главная задача Пенсионного фонда?
Хантимеров: Оказывать качественные, оперативные и доступные услуги населению. А сделать это можно только с использованием современного оборудования и новых технологий.