Уникальная операция на грузовом причале Красноярского речного порта проходила совсем буднично, без цветов и оркестра.
С архангельского теплохода, который доставил разобранный на 6 частей гидроагрегат от проходной известного питерского завода, несколько стропальщиков перегружают гигантские конструкции на енисейскую баржу. Ей теперь предстоит пройти с ценным грузом последний, 6500-километровый этап водного пути.
Представитель перевозчика Кирилл Вешенский заметно волнуется:
- Риск велик: весь бюджет нашей компании исчисляется несколькими десятками миллионов рублей, а тут одна турбина - полмиллиарда…
Стропальщики и крановщики, тем временем, соблюдая полное спокойствие, каждую деталь опускают на причал, точно хрустальную люстру в квартире тещи. А вот и кульминация: из трюма, как в замедленной киносъемке, поднимается на тросах рабочее колесо турбины. Даже вблизи трудно поверить в его размеры: вес - 155 тонн, диаметр - 8 метров. Агрегат уникальный - на всем постсоветском пространстве таких не видали.
- Я больше 30 лет отправляю грузы, - рассказывает главный диспетчер Енисейского пароходства Борис Бурков, - провожал турбины и на Красноярскую ГЭС, и на Саяно-Шушенскую. В сравнении с этой они бы смотрелись как детеныши.
Колесо турбины мягко, как на подстеленный коврик, опускается на причал. Редкие зрители не выдерживают и оценивают ювелирную работу докеров непродолжительными аплодисментами.
Немолодой мужчина в морской форме вытирает фуражкой пот со лба - это архангельский капитан Владимир Никашин. Для него аплодисменты как гудок об окончании нелегкой рабочей смены. 18 суток он вел свой теплоход с необычным грузом по непривычному маршруту: Ладожское и Онежское озера, Беломорско-Балтийский канал, Белое море, Севморпуть и, наконец, Енисей. На прощание желает удачи енисейским речникам, знает: их ждут испытания Казачинским порогом, а потом еще ангарскими порогами и шиверами.
- Не бывал на Ангаре, - говорит он, - но вести теплоход по Енисею не менее сложно, чем по морю.
Санкт-петербургский завод, на котором, кстати, изготовлены гидроагрегаты всех енисейских и ангарских гидростанций, должен был в эту навигацию поставить на БоГЭС две турбины. Однако у завода свои проблемы - не хватает людей. Даже пообещали вознаграждение тому, кто приведет на производство опытных мастеров. Но даже в этих условиях заказ для Ангары исполняется с особым рвением: над одной лопастью турбины работают вручную по два человека, и сварщики ставят именное клеймо на каждый шов. Зато в следующем году питерцы пришлют в Кодинск сразу три гидроагрегата. Всего же до окончания строительства, которое запланировано на 2012 год, завод отгрузит на Богучанскую ГЭС девять комплектов турбинного и генераторного оборудования.
Когда вы читаете эти строки, баржа с грузом для Богучанской ГЭС прошла Стрелку и движется вверх по Ангаре. Впереди еще неделя непростого пути до Кодинска, где красноярских речников уже ожидает специально построенный причал для тяжеловесных грузов. А до финиша самого долгого и самого масштабного краевого проекта конца прошлого - начала нынешнего веков остается четыре года.
Юрий Абакумов, депутат краевого законодательного собрания:
- Нижнее Приангарье самой судьбой предназначено для развития. Здесь сосредоточен огромный потенциал по нефти, имеются цветные металлы, другие полезные ископаемые. Для того чтобы все это добывать и развивать, необходима электроэнергия, которой пока в районе не хватает. Богучанская ГЭС станет тем самым толчком, который послужит развитию всего остального - алюминиевого завода, лесохимического и лесоперерабатывающего производства, железных и автомобильных дорог.