В федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" включены несколько проектов из различных субъектов ЮФО. Они определяют приоритеты развития отрасли на отдаленную перспективу. В округе складывается новый облик транспортной инфраструктуры, призванный повысить ее значимость на международной арене.
Южные ворота России, как называют транспортную систему ЮФО, обеспечивают выход на стратегически важные направления - Черноморский и Прикаспийский регионы. Первое - это доступ к богатейшему европейскому рынку и далее на американский континент. Второе открывает возможность экономического сотрудничества с Ираном и странами бассейна Индийского океана.
В ЮФО расположен крупнейший российский порт Новороссийск, на который приходится 18 процентов от объема морских перевозок страны. Через южные порты проходит 35 процентов российского грузопотока, осуществляемого по морю.
Велика роль и автомобильного транспорта. Местные фуры перевозят пятую часть общероссийских грузов. На долю железной дороги приходится 14 процентов грузооборота и 11 процентов пассажирооборота. В то же время объем перевозок речным и воздушным транспортом остается незначительным.
Потребность в расширении транспортных артерий назрела не сегодня. Созданные в эпоху плановой экономики, они давно устарели и не в состоянии обеспечить условия для быстрого экономического роста. Мало того, архаичная инфраструктура сдерживает развитие целых отраслей. Так, из-за низкой пропускной способности дорог срывается своевременная поставка товаров, что подрывает в глазах зарубежных предпринимателей имидж отечественного бизнеса.
Изменить ситуацию к лучшему призвана ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", преобразованная из программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)". Этот масштабный проект нацелен на улучшение производственной инфраструктуры и создание условий для дальнейшего подъема экономики.
В Южном федеральном округе предполагается выполнить две первостепенные задачи - создание международного транспортного коридора Север - Юг и транспортное обеспечение черноморских курортов. Государство будет уделять повышенное внимание развитию транспорта в ЮФО. Связано это не только с геополитическими соображениями, но и зимними Олимпийскими играми в 2014 году.
Нынешняя транспортная сеть Сочи не способна справиться с предстоящими нагрузками. Поэтому будут прокладываться новые автострады, реконструироваться аэродромные комплексы в Сочи, Владикавказе, Минеральных Водах, Краснодаре и Ставрополе. Для расширения объемов местных воздушных перевозок будут развиваться аэропорты административных центров, местные связующие и курортные аэропорты. Но не только. Предстоит обновить самолетно-вертолетный парк авиатранспортных компаний Северного Кавказа. Это особенно актуально, учитывая недавний топливный кризис на рынке авиаперевозок.
До 2010 года будет проведена модернизация портов Астраханской области и Махачкалы, налажено паромное сообщение на Каспии. Средства частных инвесторов и государства будут вкладываться в создание перегрузочных комплексов по перевалке нефти, зерна, контейнеров в Новороссийском порту и формирование нового грузового порта в Миусском лимане для разгрузки Таганрогского порта. К 2030 году грузооборот морских портов региона должен увеличиться почти вдвое.
Планируется реконструировать автодорогу, ведущую из Казахстана через Волгоград и Астрахань к границе Украины. Через нее пролегает кратчайший путь из южной Европы в Казахстан и Среднюю Азию.
Спору нет, задачи грандиозные. Представители федеральных властей уверены, что они будут выполнены. Главное - стабильное финансирование и грамотное выполнение задуманного. А вот этого как раз хватает не всегда.
К примеру, в Волгоградской области приостановлена реализация такого крупного проекта, как строительство мультимодального транспортно-логистического комплекса на базе порта Волжский. Он входил в ФЦП и стоил около 2 миллиардов рублей.
- Причиной послужило отсутствие стратегии развития инфраструктуры транспорта в Волгоградской области, - пояснил руководитель управления транспорта и коммуникаций обладминистрации Владимир Кузнецов. - Получалось, что федеральная программа реализуется сама по себе, а региональные проекты сами по себе. Разработка стратегии уже началась, но она будет готова лишь к концу года. Только после этого можно будет говорить о включении волгоградских проектов в ФЦП.
Сейчас в ФЦП есть только один волгоградский проект - строительство мостового перехода через Волгу. Первый пусковой комплекс протяженностью 7,1 километра будет введен в сентябре 2009 года. И тогда же начнется сооружение второго - моста через реку Ахтуба. Третий комплекс соединит первый и второй по Волго-Ахтубинской пойме, а четвертый будет представлять собой развязку в районе Мамаева Кургана.
- Стоимость первого пускового комплекса составляет около 13 миллиардов рублей, второго - 8,9 миллиарда рублей, - сообщил начальник управления автомобильных дорог Волгоградской области Василий Есиков. - Финансироваться объекты будут на 80 процентов из федерального бюджета и на 20 - из регионального. Кроме того, мы подали заявку на включение в ФЦП проекта реконструкции третьей продольной магистрали.