В конце сентября в Ростовской области будет обнародован проект бюджета на следующую трехлетку - 2009-2011 годы. Пока главный финансовый документ региона изучают депутаты донского парламента, о его особенностях рассказал на деловом завтраке в редакции Южного представительства "РГ" вице-губернатор Ростовской области Иван Станиславов.
Российская газета: Иван Антонович, практика трехлетнего бюджетного планирования у нас применяется с прошлого года. Если исходить из этого опыта, оправдывает она себя или нет?
Иван Станиславов: Безусловно. Теперь мы рассматриваем решение многих проблем, не вырывая их из общей динамики развития области, и программы наши финансируются вне зависимости от того, есть на них деньги сегодня или нет. "Трехлетка" позволяет не только более качественно планировать текущие доходы и расходы, но и работать на перспективу.
РГ: Чем новый бюджет отличается от предыдущего?
Станиславов: Он по-прежнему имеет социальную направленность. В числе наиболее значительных изменений - серьезный прорыв, связанный с увеличением зарплаты бюджетникам. С 1 января будущего года она не должна быть ниже установленных законом 4330 рублей. Самым главным было найти средства - 10 миллиардов рублей. При бюджете в 100 миллиардов рублей - замечу, что областная казна впервые выходит на подобный уровень, - эта сумма составит десять процентов от уже запланированных расходов.
РГ: А что если кто-то все-таки будет платить зарплату меньше законных четырех с лишним тысяч?
Станиславов: Мы можем потребовать предоставления от работодателя всех документов, связанных с расчетом зарплаты. К тому же в области работает инспекция по труду, которая имеет право сначала сделать замечание и оштрафовать в административном порядке, а затем, если работодатель не исправился, привлечь его к уголовной ответственности.
РГ: У нас растут не только зарплаты, но и цены. К примеру, на коммунальные услуги. Предусматриваются ли в новом бюджете дополнительные меры соцзащиты населения?
Станиславов: Да, мы приняли очень важное решение, связанное с неизбежным повышением тарифов и увеличением платежей населения за коммунальные услуги. Наиболее эффективный способ защиты в этом случае - выплата жилищных субсидий. По общефедеральным стандартам человек не может тратить на оплату услуг ЖКХ больше 22 процентов от совокупного семейного дохода. В Ростовской области этот норматив достаточно долго держался на уровне 20 процентов. В нынешнем году его удалось снизить до 18 процентов, и мы рассчитывали, что в течение трех лет спустимся еще на несколько пунктов - до отметки в 15 процентов. Но, к счастью, нашли возможность перевыполнить план. В проекте нового бюджета предусмотрено снижение норматива до 12 процентов - ни в одном другом субъекте, за исключением Москвы, такого нет. На эти цели выделяется три миллиарда рублей.
Кроме того, с помощью федерального центра мы резко увеличиваем объемы средств на капремонт жилья, переселение людей из аварийных домов и на приведение в порядок объектов водоснабжения и канализации. То есть самые злободневные проблемы коммунального хозяйства, которые сегодня волнуют людей, получают самую серьезную дотацию и увеличение дополнительного финансирования - причем не на двадцать-тридцать процентов, а в разы.
РГ: Случается, что освоение бюджетных средств, к примеру, выделенных на строительство или ремонт социальных объектов, буксует из-за недобросовестности подрядчиков. Что можно сделать в этой ситуации?
Станиславов: В строительстве так же много недобросовестных подрядчиков, как и в любой другой отрасли. Я считаю, нам нужна серьезная система борьбы с ними. Последние изменения в законодательстве говорят о том, что на возведении важных социальных объектов - больниц, школ - должны работать строительные организации, которые уже имеют опыт осуществления подобных проектов. Такая система позволяет "отсеивать" часть недобросовестных подрядчиков. Кроме того, сейчас есть возможность заносить проштрафившиеся фирмы в специальный реестр и не допускать к участию в конкурсах. Но это, к сожалению, малоэффективно.
РГ: Почему?
Станиславов: Владелец завтра пойдет и перерегистрирует фирму или обратится в арбитражный суд с апелляцией. Я могу привести в пример одну из ростовских строительных компаний, которая провалила все объекты, что строила. В итоге по инициативе администрации одного из районов области, куда она успела добраться, дело было передано в арбитраж. По решению суда компанию занесли в реестр недобросовестных подрядчиков. Сейчас она снова что-то строит. Уже в Азове.
РГ: Получается, "лекарства" нет?
Станиславов: Нужно развивать строительную сферу. В Ростовской области удалось сохранить крупыне строительные организации в тот период, когда повсеместно нигде ничего не возводилось. Если проанализировать объемы строительства за последние десять лет, то увидите, что единственная сфера, где строители постоянно и динамично продвигались вперед - это жилищное строительство. В 1997 году мы вводили около 700 тысяч квадратных метров, а в нынешнем - "доросли" уже до двух миллионов квадратных метров. Сохранить мощности строительных организаций можно было только одним способом - дать им работу. Но сейчас мы видим, что область по своим возможностям уже обогнала строителей. Я говорю только о госзаказе, а есть ведь еще средства инвесторов. Нужно развивать строительную базу, восстанавливать систему начального и среднего профобразования. Ростовский строительный институт работает с перегрузкой, а кадров все равно не хватает. Так что сегодня ответственность лежит не только на плечах строителей, но и на наших.
РГ: Читатель "РГ" Сергей из города Шахты спрашивает: "Когда решится проблема с водой в горняцких районах?"
Станиславов: Вопрос по воде - очень правильный и злободневный, особенно в шахтерских городах и поселках. Но, думаю, в ближайшие два-три года ситуация стабилизируется. В 2009 году область готова выделить для этого шесть миллиардов рублей, и львиная доля пойдет именно в шахтерские районы. Вообще, проблемой водоснабжения никогда никто всерьез не занимался. Разговоров была много, а дел - мало. Вот мы сегодня и пожинаем плоды. Бюджет не в состоянии решить ее в одиночку, муниципальные предприятия - тоже. Они изначально потенциальные банкроты. Нужно привлекать инвестиции. Попробовали, и оказалось, что никто не собирался вкладывать деньги в эту сферу. Могу привести пока только один-единственный пример, когда компания, которая согласилась с нашими условиями предварительных инвестиций в коммунальный сектор и вложила миллиард рублей в развитие подающих крупных водоводов. Сейчас она участвует в реализации большого инвестиционного проекта. Он должен снять все проблемы водоснабжения в Ростове и открыть новые возможности для строительства жилья в Ливенцовке. Ведутся переговоры с еще одним инвестором. Он согласен работать на тех же условиях и, мы надеемся, поможет решить проблемы с водоснабжением Новочеркасска, Шахт и других шахтерских городов. С остальным смогут справиться сами муниципалитеты.
РГ: В Ростовской области определились первые инвесторы будущей игорной зоны "Азов-Сити". На ваш взгляд, это реализуемый проект и действительно ли мы можем рассчитывать на хорошую отдачу?
Станиславов: Проект, безусловно, реализуемый. Для нас это в большей степени возможность развития Азовского побережья. В Ростовской области южный берег Таганрогского залива - единственное место, где мы могли бы серьезно заняться развитием туризма. В годы моего детства огромное количество отдыхающих из Москвы ехали не на Черное море - это было тяжело и накладно, а именно на Азовское. Сегодня оно не востребовано, хотя там есть такие особенности, которых нет больше нигде: пресная вода, небольшая глубина, удобная для занятий самыми разными видами спорта, песчаные пляжи… Благодаря проекту "Азов-Сити" мы весь этот южный берег обеспечим водой, газом, сделаем дороги, реконструируем очистные сооружения, - словом, решим огромное количество проблем, после чего можно будет думать о создании рекреационной зоны.