Водитель автобуса в Екатеринбурге через суд доказал, что за 12 минут нельзя подготовить машину к рейсу

Железнодорожный суд Екатеринбурга признал, что установленных транспортным предприятием 12 минут недостаточно для подготовки старого автобуса к рейсу. Водитель Алексей Рощин и рад соблюдать норматив, да боится за безопасность пассажиров.

Для того, чтобы удостовериться, что автобус в норме и может выезжать на улицы города, ежедневно каждому водителю отводится некоторое время. В коллективном договоре муниципальное автопредприятие установило для своих сотрудников 12 минут утром и 6 минут вечером на такую подготовку. Работа у водителей начинается в 6 часов 18 минут, и до 6.30 они должны успеть сделать все необходимое для выхода в рейс: получить путевой лист, пройти медосмотр, проверить исправность и подготовить к работе машину, после чего сделать отметку у механика. Казалось бы, все просто. Однако есть некоторые тонкости, которые не всегда позволяют водителям строго следовать "механическому" порядку.

Обычно на одном автобусе работают два водителя. И когда один заканчивает смену, то звонит второму, чтобы сказать, где именно на огромной стоянке оставил автобус. Из-за нехватки кадров сменщики есть не у всех, и пока отдыхает водитель, его автобус, как запасной, может взять кто угодно. Тогда водитель, придя в следующий раз на работу, может не обнаружить свой автобус там, где его оставил. Чтобы найти машину, ему уже может потребоваться от 5 до 15 минут. Кроме того, на стоянке есть теплая зона, в которую все автобусы, увы, не помещаются. И если автобус простоял зимой ночь на улице, 15-20 минут может понадобиться только для того, чтобы обогреть лобовые стекла.

Алексей Рощин ездит на "Икарусе 283-10" вот уже десять лет. Новый автобус работал исправно. Но, поизносившись, стал не таким удалым. Например, если раньше закачка воздуха в пневмосистему машины происходила быстро и его надолго хватало, то в последнее время к утру он почти весь улетучивался. Рощин каждый раз только на подготовку к работе пневмосистемы тратит до 10 минут, а всего автобуса - около 35 минут. Понятно, что в рейс он выходит позже. Недовольное этими опозданиями, руководство автопредприятия в марте 2008 года наказало Рощина выговором и лишением премии.

Чтобы доказать свою правоту, водитель тут же заснял на видеокамеру процесс подготовки своего автобуса к работе. То же сделало и руководство предприятия, но применительно к другой машине. Обе записи рассматривались прямо в судебном заседании. Действительно, видеохронометраж руководства с участием другого работника длился всего 10 минут. Но свидетель, которого начальство попросило стать героем пленки, пояснил суду, что запись была своего рода инсценировкой: он делал все по указанию людей за кадром, проводил только внешний осмотр техники. Если бы он на самом деле добросовестно готовил автобус к работе, то сделал бы еще ряд неизбежных действий.

Старший механик, инженер по безопасности дорожного движения предприятия, выступивший свидетелем в суде, объяснил, что 12 минут требуются для подготовки технически исправного автобуса. Выкипание же охлаждающей жидкости или исчезновение воздуха из пневмосистемы могут говорить о технической неисправности машины. А следовательно, водитель сам виноват: он должен был сделать заявку на ремонт. Машину бы починили. Но водитель считает, что его автобус в порядке, просто из-за старости с ним надо больше возиться, перед тем как выехать в город.

Так или иначе, судья Железнодорожного районного суда, в течение нескольких часов внимательно изучавшая доводы позиции как истца, так и ответчика (в том числе нескольких свидетелей с обеих сторон), вынесла решение об отмене неправомерных приказов.

- По сути Железнодорожный суд подтвердил непреложную юридическую истину: если норму невозможно исполнить, то нельзя привлекать к ответственности за ее нарушение. Это общеправовой принцип, - высказывается Роман Качанов, юрист общественной организации, поддержавшей водителя.

Представители автобусного предприятия уже пообещали Рощину, что улучшат условия его труда: дадут ему новый автобус (соответственно с меньшей зар­платой), чтобы он успевал подготовить машину к работе.

Мнение

Сергей Катышев, заместитель директора по коммерческо-эксплуатационной работе ЕМУП МОАП:

- Это время установлено в коллективном договоре. В прошлом году, когда мы его утверждали, никаких вопросов по этому пункту не возникало. То, что Алексею Рощину не хватает обычного для всех времени, - чисто субъективная ситуация. Пока, кроме него, никто больше к нам с такой проблемой не обращался. Если будет массовое недовольство - тогда и будем пересматривать время.