Уникальную коллекцию якорей, начиная с античных времен, собрал старший научный сотрудник Новороссийского исторического музея-заповедника Лев Степко.
- А давайте-ка по городу проедем, - предложил Лев Александрович в ответ на нашу просьбу рассказать о коллекции. - Весь Новороссийск отмечен якорями, и это тоже своего рода выставка, только под открытым небом. По якорям можно изучать и историю мореплавания, и биографию города, которому на днях исполнилось 170 лет.
И действительно, обнаруживаем двурогих чугунных красавцев на набережной, возле ресторанов. На улице Цезаря Куникова и даже на могилах моряков на кладбище Новороссийска - повсюду символы надежды капитанов.
- Якорь во время шторма иногда оказывался последней попыткой спасти корабль, поэтому его изображение и стало таким распространенным морским символом, - говорит Лев Степко. - В семьях мореходов принято дарить якорь на свадьбу как пожелание счастливой и надежной семейной жизни.
По словам Льва Степко, моряки во все времена серьезно относились к выпуску якоря, бросали его с большой высоты и проверяли на прочность. Испытывали, как сейчас тормоза на автомобиле.
- Так и жену выбирали - понадежнее, чтобы не подвела ни при каких обстоятельствах, - шутит научный сотрудник.
Когда Лев Степко заинтересовался так называемыми мертвыми якорями, он выяснил, что адмирал Нахимов по указанию царского правительства перед Крымской войной восстанавливал их в Цемесской бухте. Причалов не было, и их функцию выполняли именно эти морские приспособления. Восемь мертвых якорей были установлены на берегу, к ним и швартовались военные суда. Выходит, что именно с якоря начинается история Новороссийска как военного порта Российского государства.
А в выставочном зале городского музея можно увидеть старинные, выбеленные водами древних морей якорные камни еще с финикийских кораблей.
По словам ученых, одними из самых искусных мореплавателей были древние египтяне. В некоторых пирамидах Египта были найдены так называемые "корабли мертвых". Эти копии настоящих судов жрецы устанавливали в гробницах фараонов, чтобы владыки, ушедшие в мир иной, могли отправиться на них в страну мертвых. Археологи нашли в древних моделях якорные камни - предшественники современных якорей. Именно их бросали древние египтяне в воду, чтобы бороться с быстрым течением и снижать скорость судна. А потом, судя по всему, опыт этих мореплавателей переняли финикийцы и купцы Средиземноморья. Их торговые фактории, надежно защищенные крепостями, находились на территории Новороссийска. Древние финикийские мореходы в якорных камнях для надежности пробивали два отверстия для веревки. Они были и на греческом корабле "Арго", который, по одной из версий историков, искал золотое руно именно на Кавказе.
Каких только якорей мы не увидели на улицах Новороссийска и в музейной коллекции. С тремя, четырьмя, а то и пятью рогами, английские, немецкие, французские. Якорь инженера Денфорта - образца 1948 года, инженера Тротмана, как значится на табличке, снят с тральщика времен Великой Отечественной. А вот якорь русского изобретателя Матросова, повышенной надежности, подарил городу севастопольский экипаж военного корабля "Цезарь Куников".
- Современные якоря бывают и бетонными, и чугунными, - говорит Лев Степко. - 250-тонная плавучая платформа КТК стоит на шести цепях и каждая - на трехтысячетонном мертвом якоре.
Музейную коллекцию пополняли и новороссийцы, и приезжие любители дайвинга, которые благодаря современному снаряжению, могут спускаться на глубину более 40 метров. Самое большое количество античных якорей передал музею известный кубанский археолог-подводник Александр Кондрашев, уроженец Новороссийска. И, конечно же, в числе дарителей сами моряки.
- В 1993 году был очень сильный норд-ост, во время которого пострадали десять судов в бухте. После шторма вышли сейнеры из рыбколхоза, стали на якорь в Мысхако, потом подымают его, чувствуют, крепко зацепило - а там старинный франко-голландский якорь, - рассказывает историю одной из таких находок Лев Степко.
Чтобы оценить собранную в музее коллекцию якорей, пригласили специалистов из военно-морского музея Санкт-Петербурга. И они вынесли свой вердикт: коллекция действительно уникальна, другой такой в стране нет.
Однако слово коллекционер в музее не любят.
- Лев Александрович, скорее, хранитель, - подчеркивает директор музея Лариса Колбасина, проработавшая здесь 34 года. - Коллекционер думает о себе, а мы бережем уникальные экспонаты для будущего, для всех.
У музейного хранителя, как считают научные сотрудники, отношения со временем другие. Ведь именно он выбирает то, что потом сформирует представление потомков о развитии человечества. Уберите из коллекции финикийские якорные камни - и в памяти у посетителя музея не окажется важного звена истории мореплавания.
Цифра
75 якорей составляют уникальную коллекцию Новороссийского государственного исторического музея-заповедника.