В начале октября на рассмотрение городской Думы будет внесен проект нового генерального плана развития Воронежа до 2020 года. Этот документ оказался не только самым дорогостоящим в новейшей истории Воонежа, но и самым долгожданным.
На смену точечно-уплотнительной застройке, ухудшающей среду обитания горожан, придет санация и комплексная застройка целых микрорайонов. Какие еще изменения ожидают город, выяснял корреспондент "РГ".
В комплексном подходе
Срок действия старого плана закончился еще в середине 90-х годов прошлого века. С тех пор воронежское градостроительство творилось стихийно - в отсутствие каких бы то ни было стратегий развития. Поэтому на генплан образца 2008 горожане возлагают большие надежды по части прекращения хаотичной и в иных случаях варварской застройки мегаполиса. Тем более что согласно проекту главного градостроительного документа к 2020 году в областном центре должно вводиться 30 квадратных метров жилья в год на каждого жителя (сегодня этот показатель - 0,83), и возводить такой объем можно только при условии цивилизованной и комплексной застройки территории.
Впрочем, как утверждают специалисты, генплан - еще не панацея: чтобы покончить с бессистемным строительством, необходимо принять еще порядка 14 документов, в том числе правила землепользования и застройки. В отсутствие муниципальной нормативной базы по градостроительству всякий владелец участка (которые в Воронеже уже давно распроданы и даже по нескольку раз перепроданы) норовит использовать его с максимальной для себя выгодой, нанося при этом непоправимый ущерб городской среде. Например, возводит на шести сотках многоэтажный дом, а по окончании строительства "вдруг" выясняется, что нет места для двора и даже под контейнерную площадку для мусора. Тогда как в идеале застраиваемый участок должен задействоваться по принципу "50 на 50": половина территории под объект, другая половина - под аллеи или те же парковки.
Стоянка по требованию
С парковками и автостоянками в Воронеже - действительно, большие проблемы: ввиду их отсутствия автомобили теснятся "на обочине" магистральных улиц, сужая и без того неширокую проезжую часть.
Кстати, именно автостоянка стала причиной задержки открытия торгового центра "Европа". Этот проект нижегородских бизнесменов с самого начала преследовали неудачи. Против строительства торгового центра в парке, где до революции располагалось кладбище, выступала общественность. Года четыре назад здесь один за другим проходили митинги с участием жителей близстоящих домов, казаков и других горожан, требовавших прекратить осквернение места захоронения. В конце концов после долгих, в том числе судебных, разбирательств выяснилось, что торговый центр строится не на самом кладбище, а по соседству с ним, и центр решили оставить - тем более что инвесторы пообещали за свой счет благоустроить находящийся в запустении парк. Обещанного благоустройства не произошло, однако центр был готов к открытию в мае этого года. Но до сих пор не открылся - ввиду отсутствия соответствующего разрешения городской администрации. Камнем преткновения стала парковка: согласно норме, утверждают специалисты, здесь должно быть 500 парковочных мест. По проекту владельцы центра должны были отдать под стоянку цокольный этаж вместимостью 100-120 автомобилей. Но - уже после прохождения госэкспертизы - проект подвергли изменениям, в результате чего цоколь сделали под сеть, торгующей крупной бытовой техникой. Автостоянку же (всего 20 мест) "выселили" на улицу.
Недавно разгорелся новый скандал: следственное управление СК при Генпрокуратуре возбудило уголовное дело по факту подделки разрешения мэрии на ввод здания в эксплуатацию. Неладное заподозрили в региональном управлении ФРС, куда был передан пакет "разрешительной" документации, и госрегистраторы обратились в правоохранительные органы.
По словам руководителей мэрии, есть несколько вариантов выхода из кризисной ситуации. Например, переоборудовать цокольный этаж под парковку или вложить финансы в реконструкцию перекрестка, рядом с которым расположен торговый центр, и построить здесь полноценную парковку.
Юрий Гайдай, вице-мэр Воронежа по градостроительству:
- Мы намерены создать муниципальное автономное учреждение "Центр капитального строительства", который будет выполнять функции заказчика застройки на свободных участках, оставшихся в муниципальной собственности. Главный смысл этого нововведения в том, что город не должен терять контроль над участком до момента сдачи объекта в эксплуатацию. Потому что строители очень часто нарушают первоначальные договоренности: перепродают объект и таким образом уходят от обязательств по выполнению согласованного проекта или благоустройству территории.
Тем временем
В Липецке началось общественное обсуждение новой версии генплана, принятого в 1996 году. Материалы размещены на сайте администрации Липецка и городского Совета депутатов. Генплан определяет стратегию липецкого градостроительства на ближайшие 15-20 лет. Восполнять существующий дефицит свободных городских площадей разработчики плана предлагают за счет дальнейшего сноса ветхой и малоэтажной застройки. Согласно расчетам, при растущей численности населения города объем жилищного строительства за время действия генплана составит от 2 до 2,9 миллиона квадратных метров. В департаменте архитектуры и градостроительства рассчитывают, что генплан будет утвержден до конца года.