В свое время, когда муниципальные автотранспортные предприятия в большинстве приволжских городов оказались в состоянии финансового кризиса, на помощь им пришли частные перевозчики, использовавшие микроавтобусы.
Однако это оказалось временным выходом. Сейчас стада "Газелей", заполонившие городские улицы, не столько перевозят пассажиров, сколько затрудняют движение. Как власти регионов решают эту проблему, рассказывают корреспонденты "РГ".
Места на рынке перевозок хватит всем
Ульяновские власти решили пойти по пути соседней Казани: по планам специалистов мэрии, за ближайшие пять лет маршрутные "Газели" с улиц города должны исчезнуть. Либо в крайнем случае их количество сократится до минимума. Место микроавтобусов займут автобусы большой и средней вместимости.
Чем же так маршрутки не угодили властям? Прежде всего безопасностью. Точнее, ее отсутствием: аварий с участием микроавтобусов становится все большеи больше, а управы на частников якобы нет никакой. Многие маршрутки как носились по улицам Ульяновска с запредельной скоростью, так и носятся. В погоне за деньгами, как известно, побеждает самый быстрый и ловкий.
Кроме того, по мнению некоторых чиновников и сотрудников ГИБДД, замена "Газелей" большими автобусами должна помочь в борьбе с пробками. Машин станет меньше (даже небольшой автобус заменяет по числу перевозимых пассажиров три "Газели"), дороги разгрузятся.
- Плановая замена уже началась, - сообщили корреспонденту "РГ" в мэрии Ульяновска. - Сейчас по улицам города курсирует 50 автобусов. До конца нынешнего года их станет еще на 30 больше.
Эти планы у частных перевозчиков энтузиазма не вызывают. Более того, они уверены, что переход на "большие" автобусы может привести к транспортному коллапсу.
- Во-первых, маршрутов станет меньше. Автобусы просто физически не смогут проехать по всем тем улочкам, где ездят "Газели". А во-вторых, пробки на дорогах не исчезнут. Наоборот: автобусы могут остановить город! Попросту не смогут проехать по перегруженным из-за припаркованных машин магистралям. И заторов станет еще больше, - считает исполнительный директор объединения работодателей "Наш город" Виктор Сидоренко.
Глаз на автобусы большой и средней вместимости ульяновские частники положили еще года два назад. Закупили "пробные" машины. Однако арифметика получилась не в пользу "великанов". Резко подскочила стоимость ГСМ, подорожали обслуживание, расходные материалы. Одним словом, содержать автобусы оказалось делом накладным. Расчеты просты: "Газель" окупается в течение года, а, положим, японская машина - за три-четыре года. Поэтому частники свернули все планы обновления подвижного состава: на старых машинах работать выгоднее.
- Власти не оказывают нам должной поддержки! За восемь лет, что в Ульяновске работает частный автотранспорт, нам не выделили ни одного клочка земли под стоянку. Не предложили взять в аренду хотя бы одно из "умерших" пассажирских автотранспортных предприятий, чтобы организовать там ремонтную базу. Тарифы сдерживаются. Высокопрофессиональные водители уезжают искать лучшей жизни в другие регионы. За год с рынка уходит по 100-200 машин - разве в таких условиях можно говорить о нормальной работе? - сетует Сидоренко.
Ульяновцы и сами считают, что маршрутки работают не вполне нормально. И в первую очередь жалуются на непрофессионализм водителей: "Порой кажется, что за руль сажают абы кого: совсем молодых пацанов или мужчин "уголовного" вида. И едут они так, будто везут не пассажиров, а дрова".
Но пока власти рекомендуют частным извозчикам заменить "Газели" на более безопасные автобусы большой и средней вместимости, сами маршрутчики выступают за то, чтобы тарифы на проезд в пассажирском автотранспорте больше не сдерживали.
- Заставлять нас работать в убыток - значит губить всю отрасль, - утверждает Сидоренко. - Нужно отпустить тарифы. Тогда мы получим возможность и парк обновить, и закупить "большие" автобусы, и вернуть профессионалов.
Частные перевозчики уверены: Ульяновску идти по пути Казани не стоит. Транспортная отрасль должна быть похожей на "слоеный пирог", в котором свое место отведено и комфортным такси, и маршруткам, и "бюджетным" автобусам.
Цена революции - пять миллиардов
В Самаре проблема городских перевозок еще два года назад была объявлена командой нового мэра как приоритетная. Муниципальный транспорт изношен, а частник снимает прибыль, не углубляясь в решение проблем пассажиров.
Когда была предпринята попытка посчитать, сколько же маршруток выходит на дороги, у чиновников опустились руки. По бумагам их было 3,5 тысячи, на деле же частным извозом подрабатывали все кому не лень.
- Переизбыток микроавтобусов на улицах давно перешел в разряд общегородских проблем, - говорит инспектор по пропаганде городского батальона ГИБДД Оксана Кузнецова. - Даже если не рассматривать ситуацию с точки зрения аварийности, а "Газели", несомненно, - самый опасный вид общественного транспорта, в таких количествах они превратились в настоящий тормоз для движения другого транспорта, в том числе автобусов большой вместимости и троллейбусов.
Еще два года назад чиновники заявили о предстоящей революции в транспортной системе. Однако частников так и не удалось взять под контроль, загнав в гаражи бывших муниципальных АТП, чтобы контролировать состояние водителей и реальное время выхода в рейс. И по сей день ситуация далека от идеальной, хотя город и пересадил часть пассажиров с "Газелей" на автобусы средней и большой вместимости.
В попытке кардинально исправить ситуацию этим летом городские власти представили очередной дорогостоящий проект. За пять миллиардов рублей предполагается заменить на 75 процентов подвижной состав общественного транспорта. Должна измениться и маршрутная сеть, чтобы исключить дублирование. Чиновники обещают горожанам, что пробок на дорогах будет меньше, а порядка - больше.
- Через несколько лет маршруток в транспортном потоке будет не больше 8 процентов, хотя сейчас каждая пятая машина принадлежит частнику-перевозчику, - говорят в мэрии.
На пассажирах очередная революция должна отразиться самым положительным образом. Если сегодня в среднем каждый самарец тратит на проезд до работы гораздо более часа (при нормативе 45 минут), то новая программа, как пообещал руководитель транспортного ведомства Валерий Графский, позволит сократить это время до получаса.
Вот только этот прожект рискует остаться на бумаге. Пяти миллиардов в городской казне на транспортную перестройку пока нет, да и владельцы "Газелей" вряд ли без борьбы покинут прибыльные маршруты.
Частника возьмут под контроль
В Оренбургской области сокращают количество маршрутных "Газелей".
Вызвано это в первую очередь высокой аварийностью - только за этот год на дорогах области в авариях пострадало 76 пассажиров маршруток.
Но оренбургские улицы без маршрутных "Газелей" сегодня уже не представить. По словам председателя городского Совета Андрея Шевченко, их в городе уже около 1,7 тысячи.
- Причем работают они, как правило, на самых заполняемых маршрутах, - говорит Шевченко. - И еще предстоит выяснить, каким образом им удалось получить на это разрешение.
Впрочем, выяснять по большому счету уже не у кого. Муниципальное автотранспортное предприятие города, которое выдавало лицензии на маршруты, приказало долго жить. Задача городских перевозок возложена теперь на частное предприятие, которое, как ожидается, сможет (разумеется, при помощи бюджетных денег) наладить безопасное обслуживание пассажиров в городе. Для этой цели планируется выделить до 2014 года 500 миллионов рублей, в том числе на закупку китайских автобусов, которые вместе с нашими "пазиками" будут призваны заменить травмоопасные "Газели".
Депутаты областного Законодательного собрания тоже не остались в стороне от этой проблемы. На заседании комитета областного парламента по вопросам экономического развития промышленного комплекса и предпринимательства было отмечено, что пассажирские перевозки в области нуждаются в жестком контроле. Как сообщил корреспонденту "РГ" председатель комитета Виталий Степанов, внесено предложение о выдаче лицензий на пассажирские перевозки только тем автобусам, которые имеют не менее двадцати посадочных мест. А это фактически исключает участие в подобных конкурсах продукции Горьковского автозавода с ее 13-ю пассажирами.
Хорошо, но дорого
В сентябре в Пензе появился новый вид пассажирского транспорта - автобусы среднего класса, рассчитанные на 19 пассажирских мест. Еще столько же человек могут в них ехать стоя.
Автобусы работают в режиме маршрутного такси, останавливаясь по требованию пассажиров. С их помощью местные власти надеются в ближайшем будущем разгрузить городские магистрали.
Несмотря на то, что недавно на городских магистралях появились дополнительные полосы движения, это не спасло Пензу от километровых пробок. Особый ажиотаж в часы пик возникает в центре города. По всеобщему признанию, его создают пассажирские "Газели". Ежедневно на рейс выходит до 700 машин. Маршрут почти каждой из них пролегает через центр города.
Удовлетворить потребности пассажиров и снизить напряженность на дорогах призван новый вид транспорта. Правда, пока мини-автобусы курсируют в рамках эксперимента.
- Один из крупных частных перевозчиков взял в аренду четыре машины, чтобы изучить потребительский спрос, - пояснил "РГ" заместитель начальника управления транспорта и связи Пензы Сергей Наумов. - Если техника оправдает возложенные на нее надежды, мы будем ставить вопрос о полной замене маршруток автобусами среднего класса.
Однако стоит заметить, пока дела у экспериментаторов идут не очень хорошо. Новые автобусы ходят полупустыми. Причина очевидна - за билет в них, как и в маршрутке, нужно отдать12 рублей. А условия для пассажира и скорость - фактически те же самые, что и в привычных автобусах большей вместимости, где проезд стоит на три рубля дешевле.
Есть у ноу-хау и еще один существенный минус. Один такой автобус стоит порядка полутора миллионов рублей. Это весьма накладно как для частников, так и для городской казны. При верстке бюджета на будущий год чиновники намерены заложить в него расходы по замене транспорта. Удастся ли на этот раз вытеснить с рынка пассажирских перевозок юркие "Газели", покажет время. Но пока они остаются в Пензе одним из самых востребованных видов пассажирского транспорта.