Группа ребят из центра детско-юношеского туризма Южно-Сахалинска побывала в самой южной точке Сахалина - на мысе Крильон.
Ходьба с препятствиями
Руководили юными туристами из объединения спортивного ориентирования педагоги дополнительного образования Светлана Судак и Ирина Карогодина.
- На Крильоне мы уже бывали в 2006 году, но тогда мы добирались до мыса по западному побережью. На этот раз мы решили подойти к той же точке с востока, и нам это удалось, - рассказала корреспонденту "Российской газеты" Светлана Судак.
Есть ли разница подхода к мысу Крильон с противоположной стороны, кроме той, что двигаешься не навстречу солнцу, а вслед за ним? Как выяснилось, есть, и очень существенная. Если с западной стороны берега довольно пологие, с множеством песчаных пляжей, то к востоку от мыса побережье более скалистое. Довольно большие участки усыпаны огромными валунами до одного метра в диаметре. Идти по ним обычным шагом не удастся даже при большом желании. Можно только перепрыгивать с камня на камень, стараясь удержать равновесие и не соскользнуть вниз. Это непросто, когда за плечами тяжелый рюкзак. Но определить, что труднее - прыгать по валунам или пробираться по завалам из выброшенной на берег ламинарии, путешественникам так и не удалось. Скользкие "стога" из морской травы, кажется, созданы специально, чтобы задерживать туристов на маршруте, иногда полностью лишая их сцепления с земной поверхностью.
А один из участков ребятам и вовсе не удалось пройти по суше. Прибрежные сопки в районе мыса Канабеева отвесно обрываются в море. Попытки обойти неприступный мыс поверху также не увенчались успехом. Здесь путешественников встретили высокие и плотные заросли знаменитого сахалинского травостоя. Сквозь плотную стену гигантских, выше человеческого роста, лопухов и гречихи можно пройти, лишь прорубая себе дорогу топором. На помощь ребятам пришли местные рыбаки - на двух кунгасах они перевезли группу вместе с рюкзаками. Благодаря этому участники похода получили возможность посмотреть на родной остров со стороны.
- Когда смотришь на прибрежные скалы с моря, сильнее ощущаешь исходящую от них силу и мощь, - поделилась впечатлениями Светлана Судак.
Другая реальность
Далеко за пределами города открывается другая реальность. Где-то продолжаются заседания и совещания, шумят автомобили и идет торговля, а на морском берегу звучит совершенно другой ритм - более древний, более размеренный, более сильный. Нам, живущим на островах, не судьба пренебречь этим природным хронометром - земля наша легко обозрима, а стихию вокруг не охватишь взглядом. Море помнит о том, что было и будет всегда, и ему безразличны наши амбиции.
В кульминационной точке маршрута - на мысе Крильон - расположились военная часть и крохотный поселок, в котором проживают всего несколько человек - смотрители маяка и метеорологи. Ни магазинов, ни школы, ни клуба здесь нет. Но именно здесь один из военных провел для ребят такую культурно-познавательную экскурсию, которой позавидовали бы многие краеведы. Чего стоит только рассказ о действующем здесь с конца XIX века маяке. Самодеятельный экскурсовод коснулся и времени проживания на мысе японцев, рассказал о строительстве здесь складов и укрепительных сооружений. Не забыл и о географических особенностях мыса, возле которого сходятся, образуя водоворот, два морских течения.
Другое уникальное поселение, в котором побывали юные путешественники, расположилось на мысе Кузнецова. На первый взгляд оно может показаться бог весть как возникшей в реальности картинкой из книги по утопическому социализму. В живописной маленькой долине между сопок - несколько деревянных домов, украшенных красивой резьбой, и миниатюрная часовенка. На лужайках между строениями вольно пасутся стада лошадей, коров, овец и свиней, а также огромное количество домашней птицы. Такое впечатление, что несколько лет назад здесь причалил Ноев ковчег. Несколько человек, взявшие эту землю в аренду, основную прибыль получают от добычи рыбы и морепродуктов. А живность держат большей частью для души.
Вездесущий учитель
Педагоги, конечно, оценили путешествие и со своей, сугубо педагогической, точки зрения. Ну, не могут они не думать о воспитании.
- В первые дни похода наши мальчики, ловко передвигаясь по огромным валунам, ушли вперед, и мы с девчонками остались далеко позади, - рассказала Светлана Судак.
Но в походе, где благополучие всей группы зависит от ее сплоченности, такое лидерство бессмысленно. Поэтому руководителям не пришлось долго убеждать ребят изменить тактику.
Вскоре они научились и подавать руку дамам, и помогать на самых трудных участках нести рюкзаки, а также взяли на себя обязанность мыть котлы в холодной воде и разводить костер.
- Дети учились самостоятельно себя обслуживать и отвечать за себя, а этому не учат ни школа, ни родители, - отметила педагог.
По ее словам, девочки на ее глазах становились аккуратнее, а мальчики - мужественнее. В роли учителя здесь выступает сама природа. Она и подсказывает, и помогает убедить. Поэтому воспитательные методики выстраиваются и реализуются сами собой.