В этом году исполнилось 110 лет со дня рождения американского бизнесмена Арманда Хаммера. Нынешнему поколению россиян имя Хаммера ничего не скажет, а в СССР знаменитого предпринимателя знали практически все. Миллионера из Америки, хотя его родители были родом из Одессы, называли "другом Ленина и Советского Союза". Самый крупный проект Советов, осуществленный совместно с Хаммером, - строительство химического гиганта - Тольяттинского азотного завода (ныне "Тольяттиазот") и аммиакопровода Тольятти - Одесса - главной транспортной инфраструктуры комбината.
В 70-е годы прошлого века трубопровод строился исключительно для транспортировки аммиака, производимого тольяттинским заводом, по стране и на Запад.
Собственно, основную задачу, которую необходимо было решать комплексно, Хаммер поставил перед советским государством еще в 1948 году. В тот год Советы обратились к американскому другу с просьбой помочь наладить в стране производство минеральных удобрений, чтобы поднять сельское хозяйство в послевоенном СССР.
Однако переговоры пришлись на время охлаждения в отношениях двух мировых держав. Только в 1961 году Арманд Хаммер, снова оказавшись в Советском Союзе, привез план строительства химического предприятия по производству минеральных удобрений мощностью свыше 50 млн тонн в год. Но все, что создается на века, быстро не делается. Проверку временем прошел и "химический" проект. Пришлось подождать еще 10 лет, прежде чем обе стороны утвердили окончательный план строительства.
Азотный завод был для страны настолько значимым, что его возведение превратилось в настоящую стройку века. Многие комсомольцы, строившие в Тольятти завод, впоследствии положили начало трудовым династиям химиков.
В 1975 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве магистрального аммиакопровода Тольятти - Горловка - Григорьевский лиман, уникального даже по современным меркам сооружения. Аналоги можно найти только в США, Канаде, Мексике и Франции. Как рассказывает генеральный директор компании "Трансаммиак" Андрей Иванов, "уже в проекте была заложена эта самая стопроцентная надежность трубопровода, которую мы на протяжении вот уже четверти века системно и последовательно поддерживаем и укрепляем".
То, что за прошедшие десятилетия на аммиакопроводе протяженностью почти 2,5 тыс. километров не произошло ни одной аварии, - не случайность. Это результат работы высоко классных советских и российских специалистов. "Запас прочности" был заложен еще на стадии проектирования. Технические характеристики российского аммиакопровода впечатляют даже западных специалистов. Труба может перекачивать 2,52 млн тонн аммиака ежегодно, или 7,5 железнодорожных цистерн в час. Генеральным проектировщиком трубопровода выступил Государственный институт азотной промышленности. Именно в его стенах придумали, к примеру, резервирование электропитания трехкратным способом или как проводить регулярный мониторинг состояния трубо провода. Все проработали настолько тщательно, что главный инженер "Трансаммиака" Виктор Бурдачев по сей день уверен в превосходстве российского проекта над западными аналогами абсолютно по всем параметрам.
Сегодня аммиакопровод и управляющая им компания "Транс аммиак" представляют собой единый комплекс, в котором до мельчайших подробностей учтены все возможные и невозможные нештатные ситуации. На едином пульте управления производственными процессами можно контролировать даже малейшие изменения давления в аммиакопроводе. А на случай перебоев с электроэнергией установлен источник резервного питания. Насосные станции аммиакопровода также имеют резервное оборудование.
От коррозии аммиакопровод защищает принцип "двойной трубы". При этом труба большего диаметра, в которой расположена основная труба, рассчитана на такое же высокое давление. В отличие от нефтегазовых трубопроводов аммиакопровод проходит под землей на глубине 1,4 метра, а не 80 см. В отдельных местах, в том числе под железными дорогами и автомобильными трассами, труба защищена специальным стальным кожухом, а там, где она пересекается с другими трубопроводами, отгорожена железобетонными плитами.
О безопасности аммиакопровода говорит и то обстоятельство, что еще при проектировании был определен размер буферной зоны - один километр. На таком минимальном расстоянии от населенных пунктов и зон отдыха проходит аммиакопровод.
Тем не менее помимо десятков специалистов, которые регулярно следят за состоянием трубопровода, на аммиакопроводе внедрена специальная система оповещения. В настоящее время "Трансаммиак" работает над созданием более мощного аналога существующей системы, его стоимость - 3 млн долларов.
Гендиректор компании "Трансаммиак" Андрей Иванов подчеркивает исключительную безопасность аммиакопровода Тольятти - Одесса. Трубу каждый год проверяют различные инстанции. Недавно после очередной экспертизы специалисты Ростехнадзора и МЧС России заявили, что состояние трубопровода и после 30 лет работы будет стабильным. На положительное заключение не могли не повлиять мероприятия, которые регулярно проводит обслуживающая аммиакопровод компания.
Правда, говорить о каких-либо улучшениях, а тем более о модернизации важнейшего сооружения для всей химической отрасли России до определенного момента было невозможно. Как только азотный завод в Тольятти благодаря аммиакопроводу добился устойчивого положения на мировом рынке, распался СССР. В те непростые времена приватизация стала для большинства предприятий единственной возможностью сохранить производство. Поэтому по специальному распоряжению российского правительства N 1314-р от 19 сентября 1995 года, подписанному тогдашним премьер-министром Виктором Черномырдиным, в целях "обеспечения эффективной работы технологически взаимосвязанных предприятий по производству и транспортировке аммиака" было решено "принять предложение Госкомимущества России, согласованное с Роскомхимнефтепромом, о приватизации предприятия "Трансаммиак" с преобразованием его в открытое акционерное общество "с обязательным направлением "инвестиций на реконструкцию и модернизацию производственных мощностей акционерного общества".
С тех пор российский участок трубы протяженностью 1396 километров, который проходит по территориям Самарской, Саратовской, Тамбовской, Воронежской и Белгородской областей, обслуживает компания "Транс аммиак".
Прошедшие с того времени тринадцать лет убедили в обоснованности и в правильности данного решения правительства. Ведь сохранив технологическую взаимосвязанность с Тольяттиазотом, аммиакопровод получил не только гарантированную загрузку своих производственных мощностей, но и столь необходимые инвестиции для последующей безаварийной работы предприятия, а также сохранил квалифицированных управленцев, имеющих достаточный опыт работы в данной узконаправленной области. По мнению специалистов, именно это обстоятельство стало определяющим для дальнейшего существования аммиакопровода.
"Мы - здравые люди, и на нашем предприятии придается максимальное значение тому, чтобы никаких нештатных, не говоря уже об аварийных, ситуаций не происходило. Ничего подобного никогда не было и не будет", - обещает глава "Трансаммиака". Что особенно важно, подобные обещания компания подкрепляет солидными затратами "на безопасность" - это сотни миллионов рублей каждый год.