Уже третий год подряд пассажирское судно "Самарово" Северного речного пароходства в сентябре на неделю обретает псевдоним - "Просветительский теплоход": превращается в мобильную творческую лабораторию форума "Лучшие педагоги Югры".
Прежде команда "Просветительского теплохода" состояла из десятка победителей и вошедших в так называемую "пятнашку" участников конкурса "Лучший педагог России" разных лет. Теперь же к ним присоединились лучшие педагоги автономного округа, которые "закрыли" такие актуальные позиции, как информатика, национальный компонент, начальная школа, логопедия. Таким образом, в плавание отправилась сборная из 18 признанных специалистов.
В том, что эти люди действительно обладают незаурядными знаниями и навыками, позволяющими решать самые сложные педагогические задачи, я убедился уже во время первой остановки в поселке Елизарово Ханты-Мансийского района.
В кабинете химии демонстрировали свое педагогическое искусство биолог из Новосибирской области Александр Буханистов, учительница химии из Калужской области Анжела Пинюкова и представительница ханты-мансийской педагогической школы, учительница химии и биологии из села Кышик Наталья Бахман. Это были не уроки в обычном представлении, а захватывающие действа, в которые включались все присутствующие.
Особенно яркий "интерактив" устроил Александр Буханистов. Вместе с "учениками" он выстраивал модель клетки, иллюстрировал происходящие в ней процессы, делился педагогическими "хитростями". Его ученики, например, могут пользоваться шпаргалками, но только если сами их сделали. Они могут даже отказаться от ответа, реализуя свое право на молчание.
Но настоящая сенсация ждала меня на следующий день в Карымкарской школе. Это были публичные лекции в исполнении учителя литературы из города Череповца Вологодской области Андрея Успенского и народного учителя России из Рязани Екатерины Филипповой. То, что сотворили они на сцене, можно без преувеличения назвать "театром одного педагога". Словно матерые мастера сценического искусства, они с первых фраз захватывали внимание публики, вовлекали ее в процесс совместного познания и под аплодисменты коллег заканчивали свои мини-спектакли.
Даже моя изначальная установка на скепсис пала после оригинального анализа хрестоматийного блоковского "Ночь. Улица. Фонарь. Аптека", который сделал Андрей Успенский. Ну, не дают за просто так звание "Учитель года России", которого он был удостоен два года назад!
По горячим следам напросился вывод: у этих педагогов невозможно учиться плохо. А по словам директора Елизаровской школы Игоря Лелюка, после первого "Просветительского теплохода", который также останавливался в их селе, у его учителей "глаза загорелись": стремление к профессиональному творчеству оказалось заразительным. Теперь практически у каждого появились персональные "придумки", проснулся интерес к опыту коллег.
Школа в селе Шеркалы, где более тысячи жителей, - экспериментальная площадка по теме "Воспитание культуры межнационального общения учащихся". Предметы быта, национальная одежда, макеты жилищ - часть школьного интерьера. Плюс богатый краеведческий музей. Регулярно выходит школьная газета, лучшие материалы перепечатывает местная районка. Недалеко от поселка в лесу школа имеет свою базу - эколого-этнический центр. Летом тут отдыхают и работают до полутысячи ребят. Кроме того, в школе ведется профессиональное обучение. Выпускники получают специальности оператора ЭВМ, тракториста, секретаря-машинистки, швеи. Начинается подготовка по специальностям охотовед, рыбак, мастер декоративно-прикладного искусства - необходимые в округе профессии.
Вообще у каждой сельской школы своя изюминка. Елизаровская, например, имеет в тайге свою турбазу, где оборудован спуск для сноуборда. Но ребята здесь занимаются еще и парапланеризмом! В Нижненарыкской школе просто поразило выступление команды КВН. 80 процентов выпускников обеих школ в этом году поступили в вузы на бюджетное обучение.
Все эти школы - практически "ровесницы". Они выросли на месте старых деревянных построек несколько лет назад. Для местных жителей их появление стало добрым знаком. Во-первых, большинство школ, без преувеличения, являются "селообразующими" учреждениями. Во-вторых, появилась уверенность: это - первые ласточки грядущих преобразований, своего рода плацдармы для наступления на экономическую и бытовую разруху.
Мастер из мастера мастера мастерит. Этот каламбур родился у меня под впечатлением от мастер-классов и творческих мастерских, которые прошли уже непосредственно на теплоходе. Форум "Лучшие педагоги Югры" продолжился и на обратном пути в Ханты-Мансийск. Только теперь его участниками были сугубо члены педагогической сборной.
Первой пригласила коллег в кают-компанию Надежда Довгаль, учитель-логопед Белоярской средней общеобразовательной школы N 1 Сургутского района на мастер-класс "Куклотерапия в педагогической практике". По истечении каких-то полутора часов заслуженные мастера педагогического искусства вышли оттуда с прекрасными куклами-марионетками, сделанными собственноручно. Не видел бы сам все от начала до конца - не поверил бы, что такое возможно.
С не меньшим азартом работали коллеги в "мастерской" учителя географии из Сыктывкара, кандидата экономических наук Инны Каракчиевой. Предложив на выбор темы - "Исследование", "Проектирование" или "Гранты", в итоге была вынуждена выкладываться по всем трем темам.
Этот тренинг оказался как нельзя кстати. В Ханты-Мансийске мы попали, как говорится, с корабля на бал - на прием к губернатору Югры Александру Филипенко. Каскад вопросов, которые глава округа обрушил на асов педагогики, сразу отбил возможные сомнения в том, что эта встреча формальная. Как меняется школа в отношении к ученику? Как эффективно сочетать образование и воспитание? Как в реформаторском порыве не задушить индивидуальность педагога? И встречные вопросы - о стимулировании учительского труда, решении социальных проблем молодых специалистов, поддержке национальных школ, подготовке собственных кадров...