В Южной Корее обеспокоены судьбой газового "мегапроекта"

В Южной Корее продолжают активно обсуждать итоги визита президента страны Ли Мен Бака в Россию. Так, влиятельное издание "Чосон Ильбо", комментируя результаты саммита, отмечает, что "российско-южнокорейское партнерство отошло от односторонней ориентации на экономику и расширилось до таких сфер как космос и военно-техническое сотрудничество". Практически все издания подчеркивают, что поездка президента Ли в Москву и Петербург оказалась чрезвычайно продуктивной - подписано в общей сложности 26 двухсторонних документов, касающихся самых разных сфер.

Но конечно же основное внимание корейских газет сосредоточилось на газовом мегапроекте - прокладка газопровода из России в Южную Корею через территорию КНДР. Напомним, что представители России и Республики Корея (РК) подписали меморандум о взаимопонимании. Согласно документу, до 2010 года должно будет подготовлено обоснование проекта, а с 2011 года начнется прокладка трубы. Как ожидается, российский газ придет в Южную Корею по новому газопроводу в 2015 году. Россия при этом планирует поставлять как минимум 7,5 миллионов тонн природного газа ежегодно в течение 30 лет. По подсчетам экономистов, общая стоимость проекта, включая оплату газа, составит около 100 миллиардов долларов.

Примечательно, что в Южной Корее СМИ не выразили обеспокоенность от роста зависимости от газовой трубы. А ведь с началом поставок каждый пятый потребляемый Южной Кореей кубометр газа будет иметь российское происхождение. Наоборот, местные СМИ только приветствуют вхождение России в число крупнейших поставщиков газа для Кореи, что, как отметила газета "Нэиль Синмун", позволит Сеулу повысить уровень своей энергобезопасности и диверсифицировать источники поставок. Та же газета подчеркнула, что именно российский "Газпром" был инициатором проекта, который, впрочем, был очень благосклонно воспринят партнерами из Страны утренней свежести - так называют Корею.

Издание "Чосон Ильбо", анализируя проект, вынесла в заголовок слова представителя администрации президента Южной Кореи, который назвал соглашение "самым большим успехом ресурсной дипломатии президента Ли". Издание "Мэиль Кенчже" подчеркнуло, что российский газ позволит существенно сэкономить Сеулу. Если сейчас тонна импортного газа обходится Южной Корее 499 долларов за тонну, то газ из России будет поставляться по цене 410 долларов.

Правда, практически все СМИ выражают обеспокоенность по поводу того, что проект из-за неэкономических причин может остаться на бумаге. В качестве основной потенциальной проблемы называется получение согласия Северной Кореи на транзит газопровода через ее территорию. Альтернативный путь - прокладка по морскому дну - будет слишком затратным. Так, издание "Мэиль Кенчже" отмечает, что в руки КНДР, с которой у Сеула непростые отношения, попадет сильный козырь в виде вентиля на трубе. Однако в качестве контраргументов приводятся слова представителя Министерства экономики знаний Южной Кореи, который заверил, что "российская сторона уже провела консультации с Пхеньяном и заручилось согласием последнего на транзит". Сомнения же в отношении часто муссируемого на Западе тезиса о якобы имеющих место попытках Москвы использовать поставки газа в качестве средства политического давления были отметены. Заместитель министра экономики знаний Ли Чжэ Хун сказал: "Россия поставляет около 25 % газа, потребляемого Украиной, соседними странами и Западной Европой. С 1976 года Россия поставляет по трубам газ в Германию. Но никогда не была случая, чтобы даже в самый разгар политических кризисов Москва перекрывала трубу".

Касаясь северокорейских рисков было отмечено, что, во-первых, вентиль будет находиться у России, а не у КНДР, так что при возникновении желания у Севера перекрыть газ Югу Пхеньяну придется оправдываться еще и перед Москвой. Во-вторых, КНДР вряд ли захочет лишаться такого лакомого куска как 100 миллионов долларов ежегодно, которые она будет получать за транзит. Южане все же предусмотрели и сценарий действий на случай развития по самому худшему сценарию - полное перекрытие трубы северокорейскими властями. Тогда, как отметили специалисты южнокорейского министерства, недостачу газа можно будет восполнить, привозя топливо из России супертанкерами-газовозами. 

Помимо официальных итогов встречи, местные СМИ обратили внимание на то, что премьер-министр России Владимир Путин приехал на встречу с президентом Южной Кореи Ли Мен Баком на 50 минут позже запланированного срока, из-за чего Ли пришлось на ходу корректировать расписание поездок. Репортер газеты "Мэиль Кенчже", который входил в пул сопровождавших президента РК Ли журналистов, поворчал, что в аэропорту президента Ли встречал не министр иностранных дел, а "всего лишь" заместитель. Кроме того, журналист остался недоволен обращением российской стороны с представителями корейской прессы: кого-то слишком долго задержали на паспортном контроле, кому-то что-то не разрешили снимать, кого-то слишком тщательно проверяли на входе в Кремль и т.п. Правда, были процитированы и слова сотрудника южнокорейского МИДа, который сказал, что об опоздании Путина на встречу их предупредили заранее, а журналистам предложил быть снисходительными к неизбежным накладкам.