Корреспондент "РГ" выяснял, что делать, если причиной аварии стала разбитая магистраль

По Владивостоку проходит около 700 километров дорог, и большинство из них требуют капитального ремонта.

В прошлом году городской бюджет потратил на эти цели 300 миллионов рублей. Еще 400 пришли из федерального центра - но поздно. Освоить эти деньги дорожники успели всего на треть - помешала холодная погода.

В 2008 году на ремонт городских магистралей планировалось потратить 415 миллионов рублей - сезонный ремонт еще в разгаре, и о достижениях говорить рано. Тем не менее, большинство автомобилистов краевого центра, давно уже привыкнув лавировать между ямами, колдобинами и открытыми колодцами, не верят в перемены к лучшему. Как не верят и в то, что удастся получить компенсацию за пострадавший на разбитой дороге автомобиль. Между тем, это вполне реально.

Камень в стекло

Николай стал одним из сотен пострадавших, кто "поймал" камень в районе проклятого владивостокскими автолюбителями Седанкинского перевала. Ему не повезло даже больше других - вылетевшая из-под колес ехавшей впереди машины горсть камней вдребезги разбила лобовое стекло, правую фару и отколола угол решетки радиатора.

Шокированный мужчина вызвал сотрудников ГИБДД. Надо отдать им должное - инспектора сработали быстро и грамотно. Составили схему и протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия, акт выявленных недостатков в содержании дорог, справку об участии в ДТП и взяли у потерпевшего объяснение.

Экспертиза установила стоимость ремонта. Однако платить из своего кармана за чужие промахи Николай не захотел. Во-первых, у дороги есть хозяин, который обязан содержать ее в нормальном состоянии. Во-вторых, незадолго до происшествия дорогу ремонтировали, и повреждения машины были напрямую связаны с некачественным ремонтом.

Мужчина написал заявление в суд. Ответчиками выступили городская администрация и автодорожное предприятие, которое незадолго до этого осуществляло ремонт дороги. Мировой судья решил дело в пользу Николая. Вердикт подтвердил и вышестоящий районный суд.

- К нам за помощью обратилось несколько десятков автомобилистов, чьи машины были повреждены камнями на Седанкинском перевале, - говорит Константин Шатоба, заместитель председателя общества защиты автомобилистов Приморского края. - Четверо из них решили отстаивать свою правоту в суде, и мы им в этом помогаем - рассказываем, какие необходимы документы, берем на себя часть расходов на оплату услуг адвоката. Дело в том, что в большинстве случаев затраты на ремонт относительно небольшие, а уверенности, что дело будет решено именно в пользу автомобилиста, нет. Поэтому многие решают не связываться.

Прямо в яму

Не захотел "связываться" и Виктор, владелец старенького "форда" после того как его авто попало в ливневой сток, не прикрытый решеткой и ничем, кстати, не обозначенный. Было темно, шел дождь, глубокая яма, заполненная водой, никак не выделялась на мокрой дороге, поэтому водитель просто не понял, что эта "лужа" с подвохом. Машина, провалившаяся в люк, двигаться самостоятельно дальше не смогла - пришлось вызывать эвакуатор. Позже, при свете дня, молодой человек рассмотрел, что стало с его железным конем. Самыми мелкими повреждениями были разрыв покрышки и трещина на бампере. Экспертное заключение гласило, что у автомобиля "деформированы элементы рулевого управления и подвески", а двигатель "смещен со штатных креплений".

Страховки КАСКО у Виктора не было, по полису ОСАГО страховщики платить отказались. Прикинув расходы, мужчина решил, что ремонт его практически раритетного автомобиля будет стоить дороже, чем сам автомобиль, и проще сменить машину.

- Если происшествие произошло по причине неудовлетворительного состояния дорог, первым делом надо вызвать сотрудников ГИБДД, - советует Константин Шатоба. - Документы, которые они составят, станут лучшими помощниками в предстоящих разбирательствах. Кроме этого, неплохо бы обзавестись свидетелями, можно даже из числа пассажиров. К слову сказать, в свидетелях заинтересованы сотрудники ГИБДД - с их помощью они смогут составить полную картину случившегося. Узнать, нарушил ли водитель правила дорожного движения, не была бы превышена скорость… В схеме ДТП стоит проверить, указаны ли там размеры ямы и отсутствие дорожных знаков и ограждений. Воспользуйтесь камерой мобильного телефона - фотографируйте, это будет еще одним, совсем не лишним доказательством.

Сколько стоит ремонт авто, - расскажут технические эксперты. Стоимость экспертизы (примерно 600-700 рублей) тоже надо включить в исковое заявление по возмещению ущерба.

Общество защиты автомобилистов Приморского края, телефон (4232) 76-75-04.

 

Комментарий

Александр Скакун, адвокат палаты адвокатов Приморского края:

- Ответственность за состояние проезжей части несут организации, эксплуатирующие данный участок дороги или осуществляющие его ремонт. Кроме того, статья 12 Закона "О безопасности дорожного движения" возлагает обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. Дорожное полотно должно отвечать требованиям стандартов, а содержание дорог - требованиям безопасности. Кстати, если говорить о стандартах, то согласно ГОСТу 50597-93 максимально допустимые размеры выбоин, просадок, не засыпанных канав не должны превышать 15 сантиметров по длине, 60 - по ширине и пять сантиметров по глубине.

Настоящая беда Владивостока - открытые канализационные люки и дождеприемники. Между тем, разрушенные крышки и решетки должны быть немедленно ограждены и обозначены соответствующими дорожными знаками. Их замена должна быть проведена не более чем через три часа после обнаружения дефекта.

Еще одна проблема, когда строители "закатывают" ливневые стоки подобно тому, как произошло на Партизанском проспекте. Чем это чревато - покажет первый же сильный дождь, водители начнут попадать в зону аквапланирования - исчезновения контакта шин с дорогой из-за прослойки воды, участятся аварии.

 

Это пригодится

  • Отклонение крышки люка относительно уровня покрытия допускается только в пределах двух сантиметров.
  • Междурельсовый настил на железнодорожных переездах может возвышаться над рельсами не более чем на три сантиметра, а глубина неровностей в настиле не должна быть больше четырех сантиметров. На устранение этих недостатков законодательством предусмотрено двое суток.