Избавиться от шума пролетающих самолетов жители Екатеринбурга пытаются через суд

Судиться с аэропортом Кольцово за право безопасной жизни готовы жители ближайшего к аэродрому городского микрорайона Химмаш.

Несмотря на то что первый судебный процесс, который инициировал Андрей Гавриловский, владелец частного особняка, живущий буквально "под крылом" самолетов, был проигран, его соседи готовы продолжать борьбу. Иск Гавриловский подал в июне этого года. Горожанин потребовал изменить траекторию взлета-посадки Ил-86. Ему надоело вставать и просыпаться под рев аэробуса.

Много шума из ничего?

Истец за свои деньги заказал лабораторное исследование уровня шума от самолетов. Специалисты центра гигиены и эпидемиологии Свердловской области дважды провели экспертизу и заключили, что уровень шума от самолетов Ил-86 действительно превышает предельно допустимые нормы.

В том, что повышенный шум от рева двигателей пролетающих самолетов - беда многих обитателей Химмаша, мы убедились, прогулявшись по улицам микрорайона. Местные жители охотно рассказывали, как им живется с самолетами.

- В детстве у нас даже игра была - кто больше самолетов над домом сосчитает, - призналась старожил Химмаша Татьяна Иванова. - Все, кто впервые наблюдает нависающий прямо над крышей огромный самолет, инстинктивно пытается спрятаться. Шум от самолета такой, что, находясь на улице, в этот момент невозможно разговаривать - только кричать. Помню однажды к нам в школу приезжал профессор читать лекцию о строительстве метро в Екатеринбурге. Во время речи, услышав гул самолета, он замирал. А когда закончил говорить, с серьезным лицом пошутил: "Товарищи школьники! Вы уже морально готовы к третьей мировой войне..."

Земля в иллюминаторе

Впрочем, сам факт существования вредного воздействия сильного шума никто из конфликтующих сторон не оспаривал. А представители авиаперевозчика даже представляли суду документы, подтверждающие, что во время полетов экипаж Ил-86 выполняет все меры для снижения шума двигателей. Но как ни заглушай рев моторов, он проникает даже сквозь закрытые форточки.

Сложнее оказалось найти в суде ответ на принципиальный вопрос: а кто разрешил строительство новых домов в заведомо опасной для здоровья людей зоне? И можно ли в принципе сейчас исправить ситуацию?

Администрация Екатеринбурга в 1993 году выделила Гавриловскому участок, даже не поставив его в известность, что территория находится в приаэродромной зоне, которая в соответствии с санитарными нормами, занимает площадь размером 120 на 40 километров.

Сейчас "Кольцово" настаивает, что по закону проектирование жилого дома в приаэродромной зоне нужно было согласовать не только с местными органами власти, но и с аэропортом. Причем представитель аэропорта уверял на суде, что и сам Гавриловский должен был знать о границах приаэродромной зоны из общедоступных источников. К примеру, он мог изучить Воздушный кодекс СССР, где четко указаны границы опасной для проживания территории. Если учесть, что в защитной зоне стоит не один дом Гавриловского, более того, здесь находятся даже детские сады, то людей, не знающих и не чтящих Воздушный кодекс СССР, в Екатеринбурге хватает.

Письменных доказательств того, что аэропорт уведомлял городскую администрацию о границах аэродромной зоны, нет. Между тем представитель мэрии даже на суде продолжал настаивать: по их данным, дом истца находится в зоне индивидуальной жилищной застройки, где строительство разрешено! У специалиста госкорпорации по организации воздушного движения (филиал "Аэронавигации Урала") это утверждение вызвало возмущение: "Представить, что администрация города, в котором один-единственный аэропорт, не знает об аэродромной зоне, по меньшей мере абсурдно".

Идти на таран

После пережитых судебных дебатов и полученного отказа Гавриловский решил не отчаиваться и действовать сообща с земляками, поскольку проблема касается половины жителей Химмаша, поселков Нижнеисетск и Большой Исток. Конечно, сейчас разобраться, кто виноват в том, что эти жилые районы находятся в приаэродромной зоне, крайне сложно. Микрорайон Химмаш, например, был построен в сороковых годах прошлого века, аэропорт - намного позже. Но Екатеринбург застраивается активно, и, кто его знает, не возникнет ли у очередных чиновников желания продать под застройку все земли вплоть до взлетной полосы.

- Я уже поговорил с соседями, мы решили подать новый коллективный иск, под которым готовы подписаться даже сотрудники и родители детей из детского садика или школы, - пояснил корреспонденту "РГ" Гавриловский. - На этот раз мы заявим другое исковое требование: запретить эксплуатацию самолетов Ил-86. В принципе, шум от других самолетов терпим. А от Ил-86 он в 1,5 раза выше нормы, потому что самолетам этим по 25 лет. Это просто дикость для всех цивилизованных стран!

Между тем

По данным Чкаловского отдела Управления Роспотребнадзора, по области максимально допустимый уровень звука по санитарным нормам - 55 дБа. В некоторых местах микрорайона Химмаш и Нижнеисетск уровень шума достигает 74 дБа.