Такой результат омские работники сферы образования демонстрируют третий год подряд. По словам аналитиков, внедрение инноваций в школьную программу положительно сказывается на учебном процессе.
Получив бесплатный доступ в Интернет, многие школы научились использовать информационный ресурс для повышения качества образования. После того, как появился свободный выход во Всемирную сеть, в гимназии №43, например, открылся виртуальный клуб, где ученики не только посещают образовательные сайты, но и организуют межшкольные онлайн-конференции.
Благодаря инновационным проектам руководство гимназии решило отменить для гуманитарных классов обычные уроки физики, химии и биологии.
- Мы планируем объединить физико-технические кабинеты. Разработанная новая учебная программа позволит школьникам изучать научную картину мира в необычном формате, - сообщил корреспонденту "РГ" директор гимназии №43 Олег Грицина. - Ребята не будут решать сложных задач, поскольку эти навыки им не пригодятся при поступлении в вуз. Впрочем, основные законы точных наук им выучить придется.
39 грантов в этом году получили сельские школы. Многие из них открыли центры начальной профподготовки. Старшеклассники проходят стажировку в местных фермерских хозяйствах. Еще до окончания 11-го класса мальчишки получают профессию тракториста. Экзамены принимают инспекторы ГИБДД.
В Новоуральской школе Таврического района открылся бизнес-центр, где ученики постигают азы экономики. В программу обучения входит подготовка бизнес-планов и практические занятия на местных предприятиях. Все выпускники центра, как правило, без проблем поступают на экономические факультеты омских вузов.
Специалисты разработали и реализуют еще один инновационный проект. Сегодня в девяти городских и сельских школах региона уроки физкультуры проходят по особой программе. Взяться за эксперимент омичей заставили обстоятельства. По данным областного минздрава, сегодня только тринадцать школьников из ста можно назвать здоровыми. В военкоматах никто не удивляется хилым новобранцам, а сколиозом страдает едва ли не каждый второй ребенок.
Решив, что активных движений в объеме двух часов в неделю подрастающему поколению явно недостаточно, новаторы ввели физкультуру в ежедневное расписание. Помимо обычных уроков, это занятия в спортклубе: волейбол, лыжи, баскетбол, флорбол, плавание, гимнастика, футбол - на выбор школьников.
На первый взгляд, вроде ничего особенного, однако результат превзошел все ожидания. Уже сегодня, спустя два года, очевидно, что эксперимент удался. Об этом говорят и учителя, родители, специалисты врачебно-физкультурного диспансера. Юные спартанцы даже визуально выделяются среди сверстников. Они выше, крепче, энергичнее. В классах не стало двоечников. Более 70 процентов ребят имеют нормальное физическое развитие (до начала эксперимента было менее 20). По словам школьных медиков, дети стали вдвое реже простывать и грипповать. Говорят, "опытные" классы - самые дружные.
- Для экспериментальных школ специалисты разработали так называемые здоровьесберегающие методики, - сообщила корреспонденту "РГ" доцент кафедры профессиональной пе-
дагогики ОмГПУ Татьяна Луздина. - Помимо занятий спортом в классах предусмотрены физкультминутки, релаксационные паузы и даже гимнастика с элементами йоги.
- Когда ребенок много двигается, играет в волейбол, футбол, он обретает уверенность в себе, а также желание новых достижений, - поясняет проректор по научной работе Омского государственного университета физической культуры и руководитель проекта Владимир Аикин. - От хорошей физической нагрузки у детей улучшается обмен веществ. То, что благодаря движению они стали успешнее во всех других делах, вполне закономерно.
В Азовском районе подростки увлеклись кинематографом. Ученики Екатеринославской школы снимают научные и развлекательные фильмы, которые затем используют на уроках.
- Недавно в нашу школу поступило цифровое оборудование для кабинетов физики и химии "Архимед", - рассказала корреспонденту "РГ" директор школы Светлана Лыхенко. - С его помощью можно быстро получать уникальные данные во время лабораторных опытов, которые потом используются учениками в научных работах.
В этом году омичи выиграли федеральный грант на поставку программного обеспечения для коррекционных школ. Умная аппаратура поможет обучению детей с проблемами зрения и слуха.
Сергей Алексеев, первый заместитель министра образования Омской области:
- Омская область находится в группе стабильных регионов России по реализации приоритетных направлений в сфере образования, в том числе поддержке педагогических кадров. 161 учитель омского Прииртышья в этом году вошел в число лучших в стране. Помимо федерального гранта в размере 100 тысяч рублей, они дополнительно получили вознаграждения губернатора Омской области.
Работа 48 коллективов образовательных учреждений области в этом году признана наиболее успешной. На реализацию своих инновационных проектов победители получили государственную поддержку в размере одного миллиона рублей из федеральной казны и 370 тысяч рублей из бюджета области.
С каждым годом в научную проектную деятельность вовлекаются все больше педагогов и учеников. Мы ожидаем хороших результатов, увеличения числа медалистов и победителей олимпиад федерального значения.
Алтайский край
Более сотни алтайских школ, ставших "миллионерами" в рамках нацпроекта "Образование", потратили деньги в основном на покупку компьютеров, интерактивных досок, лабораторного оборудования, спортинвентаря и даже водонагревателей.
Пока ноу-хау в системе образования касаются в основном модернизации "железа". В этом году в регионе начал реализовываться проект по современному оснащению школьных столовых. Всего за три года переоснастить должны 573 школы. Меняют не только плиты в пищеблоках - переводят детей на новую систему питания. Впервые для малышей и старшеклассников составляют отдельные меню, из школьного рациона навсегда исключены кетчупы и майонезы, пиццы и газировка. Все блюда готовятся на пару: "Еда должна быть полезной", - гласит новая идеология школьного питания. Осталось убедить в этом маленьких любителей чипсов.
- В некоторых школах мы пробовали давать детям молоко. Не пьют! Причем, если разлить его в тетрапаки, дать соломинку - в таком виде пить будут, а из стаканов - нет! - сетует председатель краевого управления образования Юрий Денисов.
Только что в регионе прошло награждение отличившихся 204 педагогов и 61 директора школ - первые получили по 100 тысяч "нацпроектовских" рублей (за вычетом налогов), вторые - по миллиону.
Третий год подряд 100 учителей получают премии в 30 тысяч рублей от администрации региона. В феврале этого года 10 педагогов удостоены премии губернатора в размере 125 тысяч рублей каждый. По данным Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи, за три последних года на поощрение учителей из краевого бюджета было выделено более семи миллионов рублей.
Иркутская область
В этом году государственную поддержку на реализацию инновационных программ получили 60 образовательных учреждений, в том числе 51 школа, пять лицеев, два центра образования и одна кадетская школа-интернат. Из них 36 - городские, 24 - сельские. Все они получили гранты по одному миллиону рублей. Значительная часть средств - 72,3 процента - направлена на модернизацию учебно-материальной базы.
Один из самых важных разделов нацпроекта - предпрофильная подготовка школьников.
В региональном эксперименте по введению профильного обучения в этом году участвуют 410 старшеклассников против 367 в прошлом. Возросла и доля общеобразовательных учреждений, реализующих программы развития. Если в прошлом году это было 67 процентов школ региона, то теперь 72 процента.
В этом году по приказу Министерства образования и науки РФ 200 учителей области получат по 100 тысяч рублей. Кроме того, в регионе учреждена премия губернатора для учителей, воспитавших талантливых детей. Активнее стали участвовать в нацпроекте и муниципалитеты. В этом году в местных бюджетах на эти цели предусмотрено 63 миллиона рублей, в прошлом было 33,7 миллиона.
Между тем
С 2009 года государственные гранты в рамках национального проекта "Образование" выдаваться не будут. Поэтому поддержку школьных инноваций возьмет на себя региональная власть.