В Республике Бурятия создана комиссия Народного Хурала по противодействию коррупции. О том, какими методами и средствами народные избранники будут действовать на этом широком фронте, корреспонденту "РГ" рассказала председатель комиссии, депутат Народного Хурала Анна Скосырская.
"Российская газета": Анна Сергеевна, в прошлом созыве Народного Хурала уже действовала подобная депутатская комиссия. Результатом ее работы стали громкие разоблачения высокопоставленных чиновников. А чем намерены заняться вы?
Анна Скосырская: Нам предстоит укрепить, прежде всего, правовую базу противодействия коррупции и заняться ее реальной профилактикой.
"РГ": И как это будет происходить?
Скосырская: Прежде всего, нам надо определиться - а что вообще понимается под коррупцией? Ведь сегодня в мире существует более трех тысяч коррупциогенных факторов. Ориентиром для нас будет федеральный закон "О противодействии коррупции", который Госдума намерена принять этой осенью. В нем будут прописаны статус антикоррупционной экспертизы законов и методика ее проведения.
В региональном законе о противодействии коррупции мы также пропишем, что именно подразумевается под факторами, способствующими этому явлению, с учетом местной специфики.
"РГ": Она существует?
Скосырская: В наших законах сплошь и рядом звучит формулировка, что тот или иной орган "вправе сделать что-либо". Иначе говоря, чиновник получает некую свободу: он вправе наказать или простить. Принесли ему конвертик - он "не увидел нарушений". Не принесли - направил проверку. Ответственности никакой, зато масса вариантов для личного обогащения.
"РГ": Немало вопросов у предпринимателей возникает в связи с проведением тендеров. Не секрет, что их выигрывают фирмы, так или иначе связанные с должностными лицами.
Скосырская: Эта проблема стоит в Бурятии очень остро. Закон нередко дает чиновнику право самому устанавливать процедуру проведения тендеров. Например, затребовать у участников торгов "иные документы". И накануне тендера вдруг выясняется, что необходимо представить какую-то справку, которая готовится не один день. "Свой" участник об этом предупрежден заранее. У него есть нужные бумажки, у его конкурентов - нет. Так отсеиваются "лишние" участники торгов.
Нередко коррупционным фактором становятся размытые сроки исполнения решений. Например, чиновник пишет: "лицензия устанавливается на срок не более 10 лет". Бизнесмен оказывается перед выбором - бегать за справками и получать лицензию ежегодно либо получить один раз в десять лет. Понятно, что это открывает самые широкие возможности для мздоимства.
Поэтому главную задачу комиссии я вижу в экспертизе законов. Взяткоемкие законы не должны рассматриваться Народным Хуралом. А в уже принятые законы, дающие чиновникам возможность "нагреть руки", будут вноситься антикоррупционные поправки.
"РГ": И как вы будете аргументировать свое заключение, где будете брать экспертов?
Скосырская: В Народном Хурале работает правовое управление, а также информационно-аналитическое управление, они и займутся экспертизой законов. Однако без привлечения дополнительных консультантов нам не обойтись. А начнем мы с самих себя - разработаем регламент и закон этичного поведения госслужащих, в том числе депутатов Народного Хурала. С тем, чтобы у депутата не было повода действовать вопреки интересам службы.
"РГ": А гарантию можете дать, что все законопроекты, пропущенные через комиссию, будут работать в интересах общества?
Скосырская: Одно могу сказать точно - все принимаемые законы в республике будут проходить тщательную антикоррупционную экспертизу.