Вчера названы имена победителей и лучших актеров юбилейного Х фестиваля "Камерата".
"Камерата" продемонстрировала с полдюжины качественных спектаклей, и жюри было что выбрать из 15 конкурсных постановок. Театральные критики отмечают, что такой сильной программой может похвастаться далеко не каждый российский фестиваль.
- У фестиваля "Камерата" сложился очень правильный формат, - говорит Татьяна Тихоновец, председатель жюри. - Здесь собираются камерные спектакли, предназначенные для небольшой сцены и маленького зрительного зала. Кстати, залы на фестивале были переполнены, значит, фестиваль Челябинску очень нужен.
Театральных экспертов из Перми и Москвы, судивших нынешнюю "Камерату", сильно удивило, что челябинский фестиваль не интересен чиновникам и самому профессиональному сообществу. Актеры местных театров редко появлялись в зрительном зале. От этого фестиваль, говорят организаторы, выглядит бесхозным. Кстати, "бесхозность" "Камераты" во многом определила и ее творческий настрой. Вольно или невольно, но члены жюри отметили главными наградами "бесхозные" же театры.
Самую главную награду, Гран-при фестиваля, присудили "Гамлету" в исполнении "Коляда-театра" из Екатеринбурга. Спектакль произвел на челябинскую публику неизгладимое впечатление: после первого действия треть зрителей дружным строем покинула зал. Спектакль, между тем, почти гениальный. Но он не про шекспировского Гамлета, а про нынешнего. Нужна некоторая отвага, чтобы признать версию Коляды за правду о современном мире.
Лучшим режиссером на фестивале стала Марина Оленева, поставившая для пермского молодежного театра "Новая драма" спектакль "Обломоff". Этот театр, пожалуй, самый неформальный на фестивале, поскольку не имеет даже положенного статуса. Вероятно, именно поэтому жюри решило отдать молодым пермякам и приз за лучшую мужскую роль - Евгению Пеккеру за роль самого Ильи Ильича.
Лучшей исполнительницей женской роли признали Галину Саламатову, она была Бабонькой в спектакле Красноярского театра драмы "Похороните меня за плинтусом". Потрясающе живая и натурально зловредная бабка на радость зрителю "воспитывала" своего убогого внучка кулаком и страшилками. Кстати, болезного внучка тоже замечательно сыграл Данил Коновалов: не юноша, но муж, одетый в огромные детские колготки и пионерскую форму. Внучка оценили и вручили ему специальный приз жюри за роль страдающего мальчика Саши.
Что касается актерских ансамблей, то лучшим признали двух диких братьев из "Сиротливого Запада" пермского театра "У моста". Это еще один почти "бесхозный" театр, хоть и заслуживший номинацию на "Золотую маску" именно с этим спектаклем. Однако братья Конноры выписаны артистами достойно, так что решение жюри отнюдь не дань сложившейся традиции отмечать молодые и еще неугодные театры.