Начальник УГИБДД Московской области Сергей Сергеев ответит на вопросы читателей "РГ"
Экспериментальной площадкой для новшества стала Московская область. Пока только в Подмосковье почти все экипажи патрульной службы имеют под рукой приборы электронного слежения за дорогой. В этом регионе на всех постах ДПС установлены все новинки автоматического видеоконтроля. Отсюда пришли первые штрафы по почте лихачам. Как показала себя в работе система электронного контроля за движением, которая будет внедрена во всех регионах России? Об этом корреспонденту "РГ" рассказал начальник управления ГИБДД по Московской области генерал Сергей Сергеев.
Российская газета: Сергей Алексеевич, видеокамеры дисциплинируют водителей? Меньше стали биться на дорогах?
Сергей Сергеев: Значительно меньше. Не перегружая вас цифрами, приведу самые важные. С начала года зафиксировано 9 тысяч ДТП - сокращение на 16 процентов. Число погибших в тяжелых авариях сократилось на четверть. А детей мы потеряли на треть меньше, чем в прошлом году. Эту динамику я напрямую связываю с нововведениями, которые вступили в силу с 1 июля.
РГ: Техника фиксирует все нарушения, даже мелкие. В каких случаях водители получают уведомление об "электронном" штрафе?
Сергеев: Число зафиксированных нарушений и направленных по адресам постановлений разнится. Например, если водитель превысил скорость на пару-тройку километров от допустимого предела, то он может и не получить штраф по почте.
В дальнейшем, и принципиальное решение об этом принято, будет построен специальный информационный центр для обработки данных, поступающих с видеокамер, - их будет значительно больше.
РГ: Где сейчас установлены камеры и как водитель может их опознать?
Сергеев: Пока мы установили три комплекса автоматической видеофиксации. Например, один из них находится на 36-м километре Дмитровского шоссе. Он работает в автоматическом режиме и показал неплохие результаты. В этом месте в прошлом нередко были аварии, а теперь там спокойно.
Всего на дорогах работают пять видов мобильных и стационарных комплексов видеофиксации - их общее число уже превышает 800 единиц. Экипажи инспекторов ДПС в своих машинах имеют радары и видеокамеры, что позволяет им составлять протоколы на месте. Но штрафы по почте приходят только со стационарных комплексов.
РГ: Вы стараетесь их замаскировать?
Сергеев: Мы не скрываем стационарные комплексы от водителя. Наоборот, привлекаем к ним внимание - чтобы автолюбители заблаговременно сбросили скорость. На Дмитровке, например, даже вывешен знак - на желтом фоне изображение видеокамеры.
РГ: А если водителю придет по почте штраф с того места, где не был установлен предупреждающий знак? Он должен платить, даже если у него зародилось сомнение в достоверности штрафа?
Сергеев: Если пришло постановление о штрафе, то платить придется. Единственная возможность его избежать - если водитель докажет, что за рулем в момент нарушения был не он.
Кстати, стандарт знаков-предупреждений о видеонаблюдении пока не утвержден, мы выбрали его сами. Водителей стоит предупредить, что в дальнейшем будем применять как открытые, так и скрытые формы видеофиксации. Это не противоречит закону.
Мы изучили опыт таких европейских стран, как Германия, Франция и Финляндия, и активно его используем. Там иногда применяют муляжи камер или нередко аппаратуру просто выключают. И у нас не всегда даже в стационарных камерах будет работать электронная начинка.
РГ: Как водителю убедиться, что штраф по почте ему пришел настоящий, а не "липовый"? Ведь первая волна поддельных платежек уже зафиксирована в Питере.
Сергеев: Свидетелем подлинности служит фотография, где изображен его автомобиль и обозначена скорость.
РГ: У нас в стране такие умельцы, что могут подделать все - даже фото, и дать номер счета не ГАИ, а личного кошелька.
Сергеев: Пока таких случаев не было. Кроме того, водитель всегда может позвонить в управление в отдел административной практики и уточнить в случае сомнений, действительно ли ему направлялся штраф.
РГ: Если номер машины-нарушителя заляпан грязью, то камера его распознает?
Сергеев : Нет, не распознает, но за нечитаемые номера предусмотрено административное наказание, и на посту такой нарушитель все равно попадется.
РГ: Как быть, если за рулем был не хозяин, а, допустим, совершенно посторонний человек? Например, по стране колесят старые машины, чьи хозяева давно их продали по доверенности и теперь не знают, в чьих руках этот автомобиль.
Сергеев: У нас по закону бремя доказывания возложено на владельца. Мы на видео фиксируем только номерные знаки автотранспортных средств, а не лица водителей. И не планируем вносить законопроект, чтобы фиксировать тех, кто находится за рулем, хотя техническая возможность для этого есть. Поэтому владельцам старых авто, которые с незапамятных времен проданы по доверенности, надо в своих МРЭО проинформировать инспекторов о таких случаях и написать заявления на утилизацию номерных знаков этих автомобилей. Тогда, поверьте, быстро отыщутся те, кто на них в настоящее время ездит. Они сами найдут владельца, и потом надо будет просто переоформить такую машину в законном порядке.
РГ: Но бывают и случаи, по крайней мере в зарубежной практике, когда ошибается техника. Не раз писали, что абсурдные штрафы приходили, скажем, пешеходам за превышение скорости на двадцать и более километров. Как доказать свою правоту?
Сергеев: Когда мы работали с камерами в тестовом режиме, то есть еще до 1 июля, то у нас случалось нечто подобное. Например, камера иногда фиксировала скорость в 180 километров в час у грузовиков. Но в этот момент аппаратура как раз проходила наладочные работы, и по итогам наладки таких казусов больше не случалось.
А водитель, если действительно налицо явный сбой электроники, сможет доказать это, обратившись в ГИБДД, в отдел административной практики.
РГ: Сколько нарушителей уже "наказала" электроника?
Сергеев: Из 1700 постановлений о штрафах, которые мы отправили по почте, обжалованы всего 20. В 13 случаях постановления отменены. В остальных случаях водители сумели предоставить убедительные доказательства, что в момент нарушений не они были за рулем, и мы перенаправили штрафы настоящим виновникам.
РГ: Любая газетная статья о ГАИ всегда вызывает поток откликов. Так наверняка будет и с вашим интервью. Вы готовы вступить в диалог с читателями "Российской газеты" и открыть нечто вроде форума на сайте "РГ", куда люди и сейчас присылают свои предложения, оценки, непридуманные истории?
Сергеев: Я согласен. Мы проверим все сигналы.