ФАС хочет получить право на внеплановые проверки бизнеса

Вчера на рабочем совещании с участием первого вице-премьера Игоря Шувалова обсудили второй пакет поправок в антимонопольное законодательство, подготовленный ФАС.

Разговор шел "за закрытыми дверями", и какое принято решение, пока неизвестно. Однако накануне свои новые инициативы Федеральная антимонопольная служба озвучила на "круглом столе" в Российском союзе промышленников и предпринимателей. И бизнес отнесся к ним с настороженностью. Поправки значительно расширяют полномочия ФАС при проведении оперативно-разыскных мероприятий во время расследования нарушений антимонопольного законодательства.

Например, служба хочет получить право на внеплановые проверки организаций и фирм. Получается, негодовали предприниматели, ФАС в любое время может проверить любую фирму по простому подозрению в нарушении законодательства. "Выходит, что список организаций, которые могут провести обыски, выемки и прочие силовые действия, пополнится еще и ФАС, - недоумевал представитель крупной нефтяной компании Игорь Нефедов. - Считаю, что подобные функции может выполнить любой из уже существующих органов, и для этого не надо создавать дополнительные структуры".

Однако заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров подчеркнул, что его ведомство не настаивает на немедленном и безоговорочном принятии всех поправок. "Все вопросы - дискутируемые, - подчеркнул он, - в том числе и силовая составляющая ФАС. Тем не менее в работе антимонопольной службы такая необходимость зачастую возникает. Хочу напомнить, что в целом ряде европейских государств аналогичные службы такими полномочиями обладают. Мы не стремимся пополнить список силовиков, но только в том случае, когда процедуры таких действий будут особо оговорены законодательством".

Не в восторге бизнес и от предложения ввести в законодательство понятие "злоупотребление рыночной властью". Однако объяснение ФАС необходимости такой нормы звучит вполне логично. По словам Андрея Кашеварова, это поможет контролировать и ограничивать агрессивную торговую практику, применяемую на рынке. Под это понятие попадают "действия участника рынка, прямо или косвенно препятствующие продвижению товара, экономическое ущемление интересов контрагента и так далее". Внесенные поправки в Административный кодекс, которые уже разработаны антимонопольщиками, позволят ввести для должностных лиц штраф в размере от 15 до 20 тысяч рублей, а для юридических - от 300 тысяч до одного миллиона. Тем самым, полагает Кашеваров, государство сможет контролировать состояние рынков, не допуская скачков цен и прочих негативных последствий.

Тем не менее эту позицию многие ведомства рассматривают как активное вмешательство государства в экономику. В минэкономразвития полагают, что рычаги воздействия могут быть иными. По словам директора департамента по развитию конкуренции минэкономразвития Александра Пироженко, задача государства как раз и состоит в том, чтобы не мешать развитию конкуренции. Вместе с тем понятие "злоупотребление рыночной властью" при всей его привлекательности достаточно размытое. В то же время Пироженко подчеркнул, что с большей частью предложений ФАС министерство согласно и будет активно поддерживать позицию антимонопольщиков. Определение порядка размещения заказов на поставки товаров, оформление сделок на некоммерческую недвижимость в ведомстве приветствуют.

Впрочем, как выяснилось, бизнес не собирается вставать в глухую оппозицию к инициативам ФАС. И готов обсуждать их и вместе искать взвешенное решение. Во всяком случае, заинтересованность сторон была очевидна. Как пояснил корреспонденту "РГ" президент РСПП Александр Шохин, бизнес не заинтересован в противодействии антимонопольным инициативам. "Более того, большинство на рынке не злоупотребляет доминирующим положением и не собирается этого делать, - пояснил Шохин. - Если бизнес честен, то контроль со стороны государства ему нисколько не повредит. Главное, чтобы он был действительно разумным".