В регионах Верхневолжья растет количество судебных исков детей-сирот - выпускников интернатов. Собственные квадратные метры должны предоставляться молодым людям по достижении 18-летия, но реально ждать положенного по закону жилья приходится годами.
Очередью по бюджету
Только на 1 января 2008 года на учете в муниципальных районах и городах Ярославской области состояло 136 детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. Все они фактически бездомные.
- Это граждане старше 18 лет, которые уже приобрели право на предоставление жилого помещения за счет средств областного бюджета, - говорит Алевтина Репина, начальник отдела по работе с приемной семьей и охране прав детства департамента образования Ярославской области. - В 2008 году на приобретение жилья для сирот область выделила чуть менее 37 миллионов рублей. На эти средства жильем можно обеспечить около 40 человек. Но всего на учете состоит 346 детей до 18 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения. Когда они выйдут из образовательных учреждений, мы должны будем и им предоставить жилье.
В Костромской области в очереди на получение жилья стоят 412 человек, из них 284 уже достигли 18-летнего возраста. Но при существующих ценах на квартиры и суммах, заложенных в бюджете, реально жильем можно обеспечить трех - максимум пятерых сирот в год. Например, в 2007 году в этих целях было запланировано 1,2 миллиона рублей, на которые область смогла обеспечить жильем двух молодых людей-сирот. В текущем году на те же цели в бюджете заложено пять миллионов. Несложно посчитать, что при таких темпах и самых благоприятных условиях сегодняшняя сиротская очередь растянется на шестьдесят лет. А ведь ежегодно из детских домов выходят новые сироты.
Федеральный закон №159 четко прописал право каждого выпускника интерната или детского дома на обеспечение жилым помещением. С 2002 года Ярославская область взяла на себя эти обязательства для тех детей, которые не имеют закрепленного жилого помещения. Но число тех, кто стоял в очереди, практически не уменьшается, сегодня в ней есть и те, кому уже далеко за 23 года. На сегодняшний момент в Ярославской области вынесено 12 судебных решений, по которым регион должен обеспечить повзрослевших детей-сирот жильем.
- С 2007 года федеральный центр частично взял на себя компенсацию субъектам денежных средств, затраченных на приобретение жилья детям-сиротам, - говорит Алевтина Репина.
Но, по мнению специалистов, чтобы решить проблему, зревшую годами, пропорция должна быть хотя бы 50 на 50. Тогда на федеральные деньги можно было бы приобретать жилые помещения детям, которые не имеют закрепленного жилья (это либо брошенные дети, либо отказные, либо те, которые нигде были не зарегистрированы, так как их родители не имели постоянного места жительства). А часть средств направлять в муниципалитеты, где на учете состоят дети-сироты другой категории - утратившие жилье. Так как за то время, что ребята живут в домах-интернатах и детдомах, их бывшее жилье может обветшать или вовсе сгореть. За предоставление жилья этим ребятам несут ответственность муниципалитеты.
Метры есть, а дома нет
Ребенок, который когда-то имел постоянную регистрацию, приобретает право на проживание в этой квартире или доме. Значит, фактически он имеет свой угол и проблема снята. Но всегда ли ребенок может реально туда вернуться? Если молодому человеку по достижении 18 лет придется вернуться туда, где он был прописан еще десять лет назад, а там - пьющие мать или отец, лишенные родительских прав, которые превратили квартиру в сарай? Ребенок жить с ними вряд ли станет, и фактически он является бездомным - будет снимать жилье либо ютиться у знакомых. Хотя считается, что жилье у него есть.
В регионах органы опеки и попечительства пытаются решать эту проблему, выселяя родителей из занимаемых квартир. Повод - долги по коммунальным услугам, приведение жилого помещения в непригодное состояние.
В Ивановской области в 2007 году задолженность по коммунальным услугам за жилье, закрепленное за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, составила 17 миллионов рублей.
- Оплата долга, а также текущих расходов по квартире часто требуется коммунальными службами с опекунов несовершеннолетних, а по достижении детьми-сиротами совершеннолетия - с них самих, - подтверждают в приемной уполномоченного по правам ребенка Ивановской области. - Кроме того, закономерно возникает вопрос о том, кто должен вносить плату за жилье, если ребенок-сирота находится в детском учреждении?
В регионах ответственные органы рассматривают массу обращений и жалоб, но ничем детям помочь не могут: муниципального жилья мало, строительство практически не ведется. Единственная помощь - по договоренности с администрацией района дать в общежитии комнату, чтобы молодые люди хотя бы не оказались на улице... Между тем в Вологодском регионе уже год действует областной закон, который предусматривает ежемесячные материальные компенсации детям-сиротам, стоящим в очереди на получение жилья. На выделяемые деньги очередник, которого не могут обеспечить квартирой, снимает жилье.
Угол по конкурсу
Еще одна проблема, с которой сталкиваются органы опеки и попечительства в регионах, - это приобретение жилья по конкурсу или по аукциону.
Раньше, приобретая в собственность ребенку жилье, специалисты органов опеки могли вместе с ним выйти на место, посмотреть, подходит ли оно. Сейчас же ребенок практически не задействован в этом процессе.
- У нас по конкурсу проходят жилые помещения с меньшей стоимостью и с большим количеством квадратных метров - то есть во внимание принимаются только два критерия, - говорят в департаменте образования Ярославской области.
Иными словами, можно купить 18 квадратных метров в черте города и за ту же стоимость 36 на селе. Какое жилье пройдет по конкурсу? Конечно, то, которое на селе, где цена квадратного метра меньше.
А вот как там будет жить выпускник детдома, есть ли там детский сад, работа, ходит ли туда транспорт, можно ли поддерживать это жилое помещение в нормальном состоянии?
- Получается, мы ребят загоняем в тупик. Насильно отправляем куда-то, потому что условия конкурса не позволяют выбрать оптимальное жилье для выпускника, - говорят в департаменте социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области. - Выходит, бюджетные деньги мы, может, и выиграем, но условия для молодых людей вряд ли улучшим.
Юлия Орсаг, директор Великоустюжского детского дома № 1:
- Проблема обеспечения жильем детей-сирот стоит довольно остро. Я уже 16 лет работаю в детском доме, и если раньше ребенок попадал к нам, имея закрепленное жилье, то сейчас очень часто нет никакого, даже плохонького. Если же такое имеется - мы выезжаем на места прописки детей, составляем акты этого жилья. Как правило, оно неблагоустроенное, находится в полуразрушенном состоянии. Получается, ребята в эти дома и вернутся. Между тем сегодня требования к материальной базе, к уровню жизни в наших учреждениях возрастает. Дети живут в хороших условиях, а выходят из детдома - и попадают в деревянные дома с печным отоплением и удобствами на улице.
Наталья Ковалева, уполномоченный по правам ребенка Ивановской области:
- По данным на июнь 2008 года, в очереди на получение жилья стояло 1623 сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей. А пять лет назад в очереди стояло всего 900 человек. Примерно такая же ситуация и в других регионах. Цифры говорят сами за себя: жилищную проблему этой категории ребят такими темпами мы никогда не решим. Здесь необходима конкретная поддержка федеральной власти, а именно - принятие федеральной программы "Жилье для детей-сирот". Вопрос можно решить при условиях, что федеральный центр обеспечивает жильем тех детей, которые уже сейчас стоят в очереди, а затем с этой проблемой регионы справляются самостоятельно.
Практика работы юридической консультации при уполномоченном по правам ребенка Ивановской области показывает, что сам институт закрепления жилого помещения за детьми-сиротами в рамках ныне действующей законодательной базы является во многих случаях устаревшим и не обеспечивает защиты жилищных прав детей.
Актуальной, судя по числу жалоб, является проблема поддержания жилья детей-сирот в пригодном для проживания состоянии. Кроме того, с целью предотвращения разрушения жилого помещения ребенка-сироты целесообразно было бы выйти с законодательной инициативой о внесении изменений в Семейный кодекс РФ о необходимости одновременного рассмотрения в суде вопроса о лишении родительских прав и о выселении такого родителя.