Национально-культурные автономии Калининградской области помогут в адаптации новых переселенцев

Как отнесутся калининградцы к поддержке властью представителей отдельных национальных групп? Соц-опрос на эту тему решили провести разработчики концепции региональной национальной политики.

Об этом они заявили на заседании консультативного совета по делам национально-культурных автономий и национальных общественных объединений в областной Думе.

В нашей области живут представители более 140 национальностей. Численность этнических групп колеблется от сотни тысяч белорусов до двух десятков ассирийцев. Все население области - люди пришлые. Одни поселились здесь вскоре после войны, другие - после развала Советского Союза, третьи - уже в наши дни по переселенческой госпрограмме.

От того, насколько комфортно, уверенно будут чувствовать себя эти люди, во многом зависит, как будем жить мы все. Ведь внутренний раздрай и противоречия не могут способствовать созидательным процессам. Поэтому еще восемь лет назад возникла идея создания концепции региональной национальной политики. Год назад дело это продвинулось. От общих разговоров инициативная группа перешла к конкретике. За помощью обратились к ученым. Профессор РГУ имени Канта Геннадий Федоров и кандидат юридических наук Александр Косс высказали на заседании консультативного совета свои соображения.

К слову, до сего момента подобные документы по региональной национальной политике имеют только 17 субъектов РФ. По словам Геннадия Федорова, разработчики концепции решили сначала проверить, а как в целом отнесется население области к проявлению особого интереса к представителям каких-то национальных групп. С этой целью планируется провести несколько социологических опросов.

Аналога такой концепции нет и на федеральном уровне. Поэтому разработчикам приходится торить нехоженые пути, самим решать, какие приоритеты ставить во главу угла. С точки зрения юриста Александра Косса, ключевым моментом концепции должна стать поддержка процесса миграции в область, привлечение переселенцев и работа с ними. Важность проблемы Александр Косс обосновал тем, что, как правило, эти люди не адаптированы и не интегрированы в региональное сообщество. Многие из них толком не знают русского языка, не имеют соответствующего образования. Необходим комплекс мер, чтобы, опираясь на господдержку, приспособить мигрантов к нашим условиям.

Однако председатель совета Альвидас Мулиуолис засомневался по поводу такого приоритета. Как бы увлечение оргвопросами мигрантов не пошло в ущерб тому, чем занимаются национально-культурные автономии и общественные организации, а именно - сохранению национальной самобытности, языка, культуры.

Хотя НКА действительно могут быть подспорьем региональной власти в адаптации новых переселенцев. Например, так происходит с выходцами из Средней Азии. В Калининграде есть таджикская национально-культурная автономия. Таджики, узбеки, туркмены обращаются сюда за помощью в трудоустройстве, в получении гражданства, регистрации, за юридической поддержкой. Они идут "к своим". А это совсем не то, что идти в официальные кабинеты.

Правда, и такая позитивная, на первый взгляд, роль НКА может оказаться чреватой самоизоляцией. Как бы близкие по духу мигранты не замкнулись в своем кругу. Поэтому важную роль в концепции должны сыграть вопросы взаимодействия культур. Так считает представитель еврейской нацонально-культурной автономии Виктор Шапиро. По его словам, для нашей области, не имеющей общих границ со своей страной, такое взаимодействие особенно актуально. Влияние соседей - литовской, польской культуры мы ощущаем в повседневной жизни. Как это происходит, от чего зависит - необходимо обосновать.

А как выглядит национально-культурный компонент на уровне школьного, дошкольного воспитания? Да, в некоторых школах по желанию родителей открыты литовские классы. Национальные группы созданы в некоторых детских садах. Но, по словам Альвидаса Мулиуолиса, такой процесс идет стихийно, полуофициально, порой и полулегально. Хотя и этот вопрос должен быть отражен в концепции.

Не менее важна для национально-культурных автономий и проблема финансирования. Поэтому члены совета очень заинтересованно включились в обсуждение проекта поправок к Федеральному закону "О национально-культурной автономии". Его внутренние противоречия создают преграды к финансированию НКА. Сейчас такие автономии могут претендовать только на деньги из "общего котла", откуда финансируются все общественные организации в целом. А это значит, что средства они могут получить на конкурсной основе. Но как по тендеру определить, чей праздник урожая нужнее: немецкий или украинский? Или какими книгами важнее пополнить библиотеки: на белорусском или на литовском языке?

Поправки к закону, предложенные группой депутатов Госдумы, устраняют эти противоречия и восстанавливают возможность финансирования НКА из федерального и местного бюджетов.

Национальное многоцветье нашей области - ее особенность и ее богатство. Благодаря переселенцам второй и третьей волны демографическая ситуация в области последние двадцать лет оставалась стабильной. Стабильность необходима и в сфере межнациональных отношений.