По статистике, всего один выпускник педколледжа решается связать свою судьбу с государственным детским садом. А среди выпускников вузов такие желающие появляются даже не каждый год.
Более того, для самих педагогов в рейтинге профессий "воспитатель" занимает последнее место. Это данные социологических опросов. Удивляться нечему. Зарплата молодого специалиста, пришедшего работать в детский сад после окончания колледжа, еще недавно составляла 1000-1200 рублей. В некоторых городах местные власти доплачивают воспитателям 50-процентную надбавку. Но и с ней получается меньше 2 тысяч рублей.
В начале нового учебного года педагогам-"дошкольникам", как и другим бюджетникам, зарплату повысили на 15 процентов. Понятно, что это не сильно изменит картину.
Вторая смена - дешевле
Рабочий день воспитателя в два раза длиннее учительского. Чтобы подзаработать, воспитатели часто соглашаются работать в две смены. Но вторая смена никогда не оплачивается полностью: считается, что педагог не может работать качественно больше времени, отведенного санитарными нормами. Если же воспитатель работает еще и за няню (зарплата которой составляет 900-1000 рублей), то получает дополнительно все те же 15 процентов.
Воспитателю не доплачивают за руководство группой, хотя он, как и учитель, встречается с родителями, проводит родительские собрания, готовит с детьми праздники. Сегодня переполненные группы в детсадах - повсеместное явление. Теоретически воспитатель мог бы требовать доплаты за каждого ребенка "сверх положенного". Но требовать придется через суд. А на это у воспитателей нет ни сил, ни времени, ни денег.
Не говоря уж об опыте правозащитной деятельности. Профсоюзы, как правило, в таких ситуациях молчат.
Не только профсоюзы. Проблемы детских садов и того, что в них происходит, могут вызвать интерес у представителей СМИ или широкой общественности только в том случае, если в детском саду, к примеру, случится ЧП. А так - ну что там интересного может происходить?
Расписание
на завтра
Сегодня острейшей проблемой является нехватка мест в детских садах.
Мало открыть группу. Нужно, чтобы в ней кто-то работал. Сокращение количества детсадов к середине 90-х, воспринимаемое сегодня, на волне демографического подъема, как "досадное упущение" и причина социальных неприятностей, на самом деле заслонило собой другой вопиющий факт - резкий отток педагогов из сферы дошкольного образования, неостановимый и ничем не компенсируемый.
Не сократись сеть, кто остался бы там работать? Детских садов стало меньше чуть ли не на треть, а в оставшихся двух третях воспитателей все равно не хватает. И чем дальше, тем заметнее. Особенно, в крупных городах, где жизнь дороже и мизерная зарплата педагога не дает никакой возможности нормально существовать. Исключения если и есть, то лишь оттеняют общую тенденцию, которая уничтожает все усилия начальства по разработке штатного расписания и все усилия науки по разработке новых подходов к образованию.
Что это за расписание такое, где в каждой группе полагается иметь двоих воспитателей да еще и помощника? Кто и когда видел это в последний раз? Вот воспитателя, вкалывающего в две смены и еще за няню, мы видели. И как он с насморком на работу приходит, а то и с температурой, заражая своих воспитанников. Потому что если он к своей температурке серьезно отнесется, то, во-первых, сразу в зарплате потеряет, а во-вторых, его коллеге на две группы работать придется. И такое случается.
Мы этого воспитателя можем хулить за то, что ему нет дела до последних достижений психологии и педагогики. А ему нет до них дела. И с индивидуальным подходом у него как-то плохо. Потому что другим занят, более насущным. Но пойди, объяви, что няня завтра появится. Воспитатель совсем не обрадуется, нет. Он этого не желает. Это нам кажется, что 15 процентов от няниной зарплаты - ерунда. А для него, при мизерном окладе, каждые 200-300 рублей существенны. Не за них ли бьются педагоги во время аттестации? Только повышают категорию вроде как за качество. А какое качество может быть при описанном раскладе времени?
Замкнутый круг.
Очередь
к умывальнику
Эксперты, выступавшие на Российском экономическом форуме, не выделяли отдельно проблему педагогов-"дошкольников". Для экономистов очевидно: наличие малооплачиваемых специалистов - беда всей бюджетной сферы. Единственный способ выйти из сложившейся ситуации - сократить количество бюджетников за счет перевода части предприятий в другой - небюджетный - сектор.
Именно с этим связана уже несколько лет вынашиваемая идея - перевод государственных детских садов в статус автономных учреждений. Статус АУ позволяет детскому саду устраивать жизнь на новых основаниях, получать инвестиции от спонсоров и развивать дополнительные услуги. То есть предоставлять педагогу возможности зарабатывать.
Но в жизни АУ участвует попечительский совет, а позиции местной администрации в управлении значительно ослабевают. Это не очень по душе тем, кто привык командовать без всяких ограничений. К тому же попечительскому совету, позиции которого при новом статусе детского сада усиливаются, может сильно не понравиться перенаполненность групп. Родители, которые платят за детский сад больше, имеют реальную власть над ситуацией, могут требовать для своих детей не просто допустимых, а хороших условий быта.
И что тогда? Перестать принимать детей? Не получится. Неработающая мама сегодня - роскошь. И для тех, кто беден, и для тех, кто богат. Одним на лишний кусок хлеба не хватает. Другие теряют в бизнесе и портят свою карьеру. К тому же цену образования понимают все. Дошкольное нынче в цене - почти как университетское. По крайней мере попасть в элитный детский сад стоит столько же, сколько в вуз.
Всем, всем позарез нужен детский сад. И проблему эту не решить ни подсчетами очередников - даже автоматизированными, ни созданием комиссий по выдаче путевок, ни даже переводом ДОУ в АУ.
Необходимо развитие других образовательных форм, развитие частных инициатив. Без них - ну никуда. Необходимо разработать программу их поддержки, сделать так, чтобы они оттянули на себя часть семей среднего класса, позволить возникнуть детским садикам с разным набором услуг разной стоимости.
Чтобы у родителей был выбор: большие сады, маленькие сады, прогулочные группы, группы на два часа, на три часа, со сном и без сна, с трехразовым и одноразовым питанием.
Казалось бы, проблема очередей к воспитателям и их зарплате отношения не имеет. Оказывается - имеет, каким бы парадоксальным это ни казалось. Нет частных инициатив, нет конкуренции - нет оснований усовершенствовать ныне существующее. А появились бы они, разгрузили бы сеть, уничтожили очередь - и переход бюджетных садов в АУ оказался бы кстати. И за качество образования можно было бы побороться - в условиях здоровой конкуренции.
Из проекта государственной программы "Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годах":
"Самостоятельным элементом современной модели образования становится система раннего развития детей (от 0 до 3 лет). Для массового охвата дошкольным образованием государство будет поддерживать многообразные программы раннего развития детей, предлагаемые организациями различной формы собственности.
Принципиальным требованием станет гибкость образовательных программ.
В ближайшие четыре года необходимо провести модернизацию технологий дошкольного образования, а затем за четыре-пять лет - переподготовку воспитателей".