Омская область вошла в число четырнадцати регионов страны, где проводится апробация школьных стандартов второго поколения. Региональный институт развития образования получил федеральный грант в размере одного миллиона двухсот тысяч рублей.
Сегодня на базе двадцати четырех площадок эксперты изучают, насколько омские школы готовы к новым стандартам. По словам специалистов, обучение в первую очередь ориентировано на итоговые оценки, поскольку с ними школьники смогут претендовать на место в вузе. Достижение этой цели должно начаться уже с первого класса. Пока омские начальные школы работают по десяти разным программам. Это существенно осложняет жизнь учеников, переходящих из одного учебного заведения в другое.
Экспертам предстоит выяснить и уровень подготовки омских школьников. Для этого им предлагается выполнить задания в новом формате.
- Уже в следующем году эти задачи введут в обязательную программу, - говорит заместитель директора по научно-методической работе гимназии № 75 Татьяна Харламова. - В ходе апробации учителям необходимо оценить не только правильность их решения, но и насколько доступно они сформулированы.
Кстати, у педагогов уже появились первые претензии.
- Некоторые условия задач изложены слишком наукообразно, младшим школьникам они непонятны, - отметила Татьяна Харламова. - Не всегда учтены и психологические аспекты: ведь кто-то делает задание быстрее, а кто-то медленнее. Чтобы до конца разобраться в тестах, мне пришлось раз пять выполнить их самой.
Помимо собственно знаний, педагоги совместно с медиками и специалистами Роспотребнадзора анализируют, насколько учебные заведения готовы выполнять и другие новые стандарты.
- Одним из показателей качественного образования является сохранение и укрепление здоровья детей, - подчеркнула проректор по организационно-методической работе института развития образования Татьяна Головина. - Чтобы иметь полную картину, мы оцениваем учебные заведения по десяткам критериев.
Удобная мебель, чистота воздуха в классах, достаточное освещение, продолжительность урока, наличие перемены, на которой ребенок, например, может заниматься зарядкой, хорошее питание, одежда и даже ранец школьника - все подвергается пристальному вниманию специалистов.
Участие в школьной экспертизе принимают и родители. Их мнение вместе с отзывами педагогов и представителей общественности также будет иметь значение при формировании новых стандартов образования.
- Новые требования предъявляются сегодня и к педагогам, - сообщила корреспонденту "РГ" ректор института развития образования Татьяна Горбунова. - Сегодня средний возраст омских учителей - 48 лет, поэтому школа достаточно консервативна. В этом году ее штат пополнили более семисот молодых специалистов, но и им необходимы дополнительные знания. Поэтому наш институт планирует создать курсы повышения квалификации для работы в новых условиях.
К слову, к проведению апробации в школах Прииртышья специалисты готовились целый год. Наработки педагогов привлекли внимание московичей, которые приняли решение включить в программу лишь два сибирских региона - Омскую и Новосибирскую области.
В ближайшие дни результаты экспертизы омичи направят в Российскую академию образования. По итогам работы четырнадцати регионов будут приняты нормативные акты, которые и лягут в основу современного регламента деятельности школ. С 1 сентября нового учебного года ученики начальных классов будут заниматься по-новому.