Родственники украинских моряков с судна "Фаина" требуют от Виктора Ющенко заплатить выкуп за своих родных

Пока родственники украинских моряков с судна "Фаина", захваченного пиратами у берегов Сомали, требуют от президента Виктора Ющенко заплатить выкуп за своих родных, обстановка вокруг корабля накалилась до предела.

Пираты, которые собирались освободить экипаж и даже переправить его в кенийский порт Момбаса, отказались выполнить обещание. Они удалили сомалийских посредников, тем самым фактически прервав дальнейшие переговоры. В то же время преступники согласились подождать еще несколько дней - ранее пираты угрожали взорвать "Фаину", если им не заплатят.

Очевидно, что решение оставить команду, состоящую из 17 украинцев, двух россиян и литовца, в заложниках, продиктовано надеждой бандитов получить деньги хотя бы за "живой товар". В то время как попытка сорвать куш с владельцев военного груза - на борту "Фаины" находятся 33 танка Т-72 - оказалась провальной. Более того, судя по всему, за уничтожение судна многие страны сегодня согласились бы еще приплатить пиратам - слишком большой международный скандал может вызвать это дело, если "Фаина" доберется до порта назначения. Ведь речь идет ни много ни мало о целой системе поставок оружия в горячие точки в обход резолюций Евросоюза и ООН.

В журнал "Шпигель" попали документы, свидетельствующие о причастности немецких компаний к делу "Фаины". Причем, если верить журналистам, захваченный пиратами сухогруз - лишь звено в длинной цепочке масштабных поставок оружия.

Как утверждает "Шпигель", в прошлом году компания ACE Shipping зафрахтовала судно, рассчитанное на перевозку тяжелых грузов, у немецкой пароходной компании. На сухогрузе якобы собирались перевозить комплектующие для электростанций. Так во всяком случае значилось в сопроводительных документах. Корабль направился под загрузку в один из украинских портов. Но вместо запчастей представители компании "Украинмаш" погрузили на судно 42 танка Т-72, зенитные установки, большие ракетные пусковые установки, противотанковые гранатометы и автоматы Калашникова. После чего сухогруз направился в Израиль, где сделал промежуточную остановку. Любопытное совпадение - бизнесмен Вадим Альперин, которому, по сведениям Киева, принадлежит "Фаина", имеет израильское гражданство.

Из Израиля немецкий корабль направился в Момбасу. В договоре о поставках оружия, которое находилось на его борту, так же как в случае с "Фаиной", фигурировало название получателя - GOSS. Западные эксперты расшифровывают эту аббревиатуру как правительство Южного Судана. Но кенийские власти утверждают: так же звучит сокращенное название одного из отделов кенийского генерального штаба.

Тем не менее в Момбасе, сославшись на военную тайну, отказались предоставить информацию, где именно сейчас находятся танки, которые перевозило немецкое судно. По данным "Шпигеля", последний раз технику видели на горном северо-западе страны. С какой целью Т-72 находились в районе, где, как говорят специалисты, размещение такого оружия лишено всякого смысла, неясно.

В принципе ничего криминального в поставках оружия Южному Судану нет. Запрет на такого рода операции действует только внутри Евросоюза. Никаких резолюций ООН по этому поводу не существует. Однако Кения пять лет назад выступала посредником на переговорах севера и юга Судана. И если выяснится, что кенийские власти снабжали оружием одну из сторон конфликта, Момбаса окажется вовлеченной в серьезный скандал.

Уничтожение "Фаины" вместе с ее слишком опасным грузом стало бы лучшим выходом для Кении в такой ситуации. В свою очередь, украинские власти утверждают: оружие Кении было продано на законных основаниях. И деньги за него получены. Так что официальный Киев вмешиваться в ситуацию с "Фаиной" не намерен.

единственный человек, с которым пираты еще могут говорить о выкупе - причем не за судно - оно, безусловно, застраховано, а за моряков, - остается владелец судна. Однако трудно предсказать, сколько тот согласится заплатить пиратам за освобождение экипажа. И кто именно даст эти деньги. В любом случае судьба "Фаины" и ее груза предрешена. Корабль, скорее всего, в итоге будет взорван. Слишком рискованными выглядят политические последствия для многих стран, если это судно все же доберется невредимым до порта назначения.