В Голландии появилась рок-группа, пропагандирующая победу СССР в Великой Отечественной

Почему - Голландия?

Голландия была едва ли не последней западноевропейской страной, признавшей СССР: дипотношения с Москвой установлены только 10 июля 1942 года. Если у нас гитлеровцы в тот момент рвались к Сталинграду, то Голландия, захваченная ими еще весной 1940 года, потерпела летом-осенью 1942-го еще одно поражение, но в Юго-Восточной Азии: японцы оккупировали почти всю голландскую Индию (будущую Индонезию).

Голландцы до сих пор обращают внимание на два таких факта: именно под Сталинградом была разгромлена 6-я германская армия, которая в мае 1940 года оккупировала Голландию; и документы о капитуляции Япония подписала 2 сентября на борту американского корабля "Миссури" и с СССР, и с Голландией.

О морозе и войне

И вот спустя 60 с лишним лет в Голландии появляется музыкальное направление в стиле "сверхтяжелого" рока, политически столь беспрецедентное для нынешней Европы.

Речь о голландской группе Hail of Bullets ("Град Пуль"), созданной два года тому назад в небольшом городе Аммерсфоорт. Общее пристрастие пятерых местных парней к "сверхтяжелой" музыке воплотилось в решении создать собственную банду во славу "смертельного металла". И раскаленный металл вскоре лился с избытком, уже через несколько месяцев накопился материал на приличный альбом. Музыку и слова к песням написали сами.

Репертуар небанальный. Свой альбом "О морозе и войне", целиком посвященный Великой Отечественной, они приурочили к 9 Мая 2008 года. Причем все песни в альбоме расположены строго по хронологии - от 22 июня 1941 года до падения Берлина.

Барабаны и вокал записывались в Роттердаме, который был почти стерт с лица земли бомбардировкой 14 мая 1940 года, в канун капитуляции Голландии, а сами песни "доводились" на компьютерной технике шведским музыкантом и звукорежиссером Дэном Свано в его студии в Стокгольме. Результат был оценен как "звероподобный". Свано по этому поводу сказал: "Я съем свой компьютер, если фирма, подписавшая с вами договор, прогадает!"

По оценкам авторитетных музыкальных критиков, альбом получился напористым как танк и весьма точно передает атмосферу первой половины 40-х годов. "Вы только посмотрите на названия песен. А еще лучше послушайте - эта группа тяжела как Война!!!",- говорится на одном из европейских музыкальных сайтов.

Кто их слушает?

На их концерты приходят как молодежь, так и люди среднего возраста, а в последнее время стали появляться и ветераны голландского Сопротивления. Сам же альбом уже немало времени входит в десятку самых популярных рок-альбомов БЕНИЛЮКСа. Растут его продажи и в Скандинавии, а в России - пиратское скачивание и продажи через Интернет. По словам музыкантов, число посещений их сайта пользователями из нашей страны уже измеряется сотнями.

Мы поинтересовались у соло-гитариста группы Стефана Гебеди, приглашали ли "Град Пуль" в Россию:

- Наш альбом основан на исторических фактах Великой Отечественной и их значении. Конечно, мы хотели бы выступить в вашей стране, и не только выступить, но и побывать на местах боев. Если будет конкретное и приемлемое предложение по гастролям, с удовольствием обсудим. Что касается контактов с посольством РФ, пока их не было.

А как голландцам пришла идея петь про Великую Отечественную? Оказалось, вблизи Аммерсфоорта в 1948 году открыто и до сих пор содержится в идеальном порядке "Советское поле славы", где захоронены наши военнопленные, погибшие в Голландии в годы оккупации. Всего 865 могил, и каждая третья - с надписью "Неизвестный солдат". Именно это кладбище во многом и подсказало им направление поисков темы для нового альбома.

О чем они поют?

Вокалист Мартин ван Друнен и бас-гитарист Тео ван Ээкелен не единожды разъясняли, что в этом направлении рока совсем не обязательны рифмы (их нет и на родном языке, а уж тем более в переводе. - Ред.), важны скорее смысл фраз, их отточенность и понятность, наконец, эмоциональный настрой. К примеру, фрагмент из песни Ordered Eastward ("Выступление на Восток"):

"Промыты мозги на разрушение,

Инструменты Третьего рейха;

Никто не был предупрежден;

Мучающиеся от голода,

плохо вооруженные солдаты".

А дословный перевод куплета из композиции "Резня на Ладоге" (прорыв немцев к Ленинграду осенью 1941-го. - Ред.) звучит так:

"На озере Ладога была "логистика" на льду;

Эвакуировали раненых, доставляли боеприпасы;

900 дней (продолжительность блокады Ленинграда. - Ред.) длилось жестокое кровопролитие".

Осведомленность голландцев о той войне подтверждает и композиция "Ночные ведьмы" (Nachthexen) - о налетах женского 588-го авиаотряда на фашистские позиции. Здесь советские летчицы ассоциируются с валькириями, мстителями, "смертью с воздуха" для гитлеровцев.

А в песне The Crucial Offensive (19 ноября 1942, 7.30) - "Жестокая атака..." - можно увидеть не только отношение музыкантов к Сталинградской битве, но и попытку объяснить стратегию советского командования:

"Координация войск жизненно необходима, как и скорость;

Не дать Фрицу времени встать на его замерзшие ноги;

Героическая 62-я армия (под командованием генерал-лейтенанта Чуйкова. - Ред.) держала свою позицию

между Доном и Волгой на трупах своих солдат".

А ведь Красная армия не освобождала Голландию, закончив войну более чем в тысяче километров от голландско-германской границы. Воистину тем же прибалтийским чиновникам и "историкам" Великой Отечественной есть у кого поучиться.

Репертуар

Альбом Of frost and war ("О морозе и войне")

1. "Перед бурей" (операция "Барбаросса")

2. "Выступление на Восток"

3. "Резня на Ладоге"

4. "Великая зима"

5. "Снова в наступление"

6. "Ночные ведьмы"

7. "Красные волки" (партизаны. - Ред.) Сталина"

8. "Жестокая атака (19 ноября 1942, 7.30)" (начало советского контрудара под Сталинградом. - Ред.)

9. "Сталинград"

10. "Ад в Карпатских горах"

11. "Берлин"