В отдаленном селе Иркутской области живет семья из 149 человек

В селе Маниловск Аларского района есть семья, в которой насчитывается 149 человек.

Конечно, Воротыновы и Кузнецовы не одним домом живут, и не в одной деревне, а разъехались по всей области. Но знают друг друга не только по фотографиям, часто собираются вместе. И всегда находят для этого повод: будь то отпуск, каникулы или, к примеру, ярмарка народных ремесел. Именно там и познакомилась с ними корреспондент "РГ".

Ярмарки краски

Они сразу привлекли внимание - многолюдное и разновозрастное сообщество. Шустро накрыли большой стол, на котором что только душа пожелает - подходи, народ, угощайся, и развернули свою семейную экспозицию: вышивка, старинная одежда из льна, домотканые дорожки. Особое место на импровизированном стенде отвели прародительнице Матрене Григорьевне.

Ею гордится все семейство. Все успевала: и хозяйство вести,  и десять детей воспитывать. Да еще и на ткачество находила время. А какой это труд! Вырастить и обработать лен, скрутить нити, соткать полотно, отбелить его, сшить и украсить вышивкой готовое изделие. Ткацкие рукоделия прабабушки бережно хранятся в сундуке.

- Достану внукам показать или вот на выставку и уберу - берегу! - поделилась Надежда Воротынова, сейчас старшая в роду.

Кузнец и ткачиха

Бабка Матрена - так по-простому называют главную прародительницу в семье. И кроме ценных для всех них самотканых вещиц, есть еще и воспоминания, которые передаются из уст в уста.

Матрена все делала сама: и грубые мешки в колхоз, и тончайшие узорные наряды для праздников. Старые вещи дерет, бывало, на полоски-дранки, чтобы соткать дорожку, а сама вспоминает: "Вот в этом Ванечка маленьким бегал, а это я Надежде шила - год еще урожайным выдался".

А если какую старую одежонку кто-то из домашних под тряпку приспособить пытался, бабка Матрена, прикрикнув: "Вы мне дранки не портите!", спасала свое "сырье".

Супруг Матрены свою фамилию в высшей мере оправдал. Был Иван Кузнецов кузнецом и на все руки мастером. Ткацкий станок, который до сих пор исправен и время от времени используется по назначению, сделал жене сам. Так вот, сообща они накрепко сплели и сковали свою семью.

Святая традиция

Воротыновы считают, что получается у них знаться со всеми родственными корнями благодаря тому, что они вепсы. Ведь для этой малой народности почитание старших - свято.

Вепсы - потомки переселенцев времен столыпинской реформы, подобно голендрам, чувашам, немцам осели в маленьких сибирских селах, в том числе и в Маниловске. Народность называют исчезающей, но, глядя на наше семейство, это трудно представить.

Не может исчезнуть народ, даже самые юные представители которого знают, что они члены большой дружной семьи, и с малолетства гордятся ею. 

- Вот у нас какое большое дерево! - хвастает маленькая Лера, Надеждина внучка, водя пальчиком по плакату, на котором тщательно прорисованы все-все ветви семейства. - Это папа, это папина племянница, моя сестричка, это…

Детский лепет и радует, и стыдно, аж щеки пылают: в отличие от этой крошки, своих корней я с такой доскональностью не знаю, хуже того - никогда не пыталась узнать.