Минтранс намерен временно, на зимний период, ограничить двумя месяцами сроки бронирования билетов на внутренних авиалиниях. А также ввести обязательное страхование пассажирских перевозок, чтобы при отмене рейсов у людей были гарантии прибыть в пункт назначения.
Если второй вопрос пока находится в стадии обсуждения, то по первому минтранс уже готовит соответствующий документ. А пока, как сказал корреспонденту "РГ" новый руководитель Росавиации Геннадий Курзенков, его ведомство уже разослало авиакомпаниям письма с рекомендациями по "глубине продаж билетов" на внутренние регулярные и чартерные рейсы - не более чем на два месяца вперед. При этом Курзенков пояснил, что ограничение на бронирование билетов не коснется международных полетов.
Сегодня, как известно, пассажиры, стараясь сэкономить, "заморозить" цены на билеты, бронируют их даже на год вперед. Ситуация же на рынке нефтепродуктов постоянно меняется. И какой она будет через 12 месяцев, никто не может точно спрогнозировать. Как и то, хватит ли у компании денег, чтобы заправить самолеты. Тем не менее они охотно продают билеты загодя, ведь это живые деньги, которые можно пустить в дело "здесь и сейчас". Получается пирамида. Я лечу сегодня за счет того, кто, может, не полетит завтра. Именно поэтому, учитывая ситуацию с ценами на горючее, минтранс и готовит новый порядок продажи билетов.
На этой неделе министерство также займется разработкой механизма ценообразования при заключении долгосрочных прямых контрактов между авиакомпаниями и поставщиками топлива.
Кроме того, планируется разработать порядок доступа нефтяных и авиакомпаний к инфраструктуре топливно-заправочных комплексов в аэропортах. Как пояснил "РГ" министр транспорта Игорь Левитин, "целесообразно заключать топливные контракты на три года, а не на один-три месяца, как сейчас". Аэропорту при долгосрочных топливных контрактах будет предложена жесткая сервисная ставка за хранение топлива и "заправку в крыло". По словам министра, ее размер должен регулироваться Федеральной службой по тарифам. Левитин также считает необходимым "сохранить мораторий на повышение тарифов и сборов до 1 мая 2009 года за услуги по аэропортовому и аэронавигационному обслуживанию на внутренних регулярных рейсах".
Все эти меры в конце прошлой недели обсуждали на специальном совещании в минтрансе. Речь также шла и об отмене ввозных пошлин на воздушные суда иностранного производства. И о том, что необходимо установить срок таможенного оформления запасных частей для воздушных судов - не более суток с момента поступления на таможенные склады. Этот момент очень важен, ведь самолеты простаивают в ожидании ремонта.
О таможенных льготах говорил в пятницу на ежегодном форуме крупного бизнеса России и вице-премьер Сергей Иванов. Правительство намерено обнулить пошлины на ввоз импортных пассажирских самолетов вместимостью до 50 и свыше 200 кресел. По словам Сергея Иванова, на авиалайнеры вместимостью от 100 до 200 кресел пошлины сохранятся, иначе можно под корень подкосить собственное авиастроение.
Преференции самолетам малой вместимости даются для того, чтобы поддержать региональные авиарейсы. Сергей Иванов подчеркнул, что для России пассажирские перевозки имеют социальное значение: "Мы не можем сократить объем перевозок между Дальним Востоком и Центральной Россией, не можем расчленить страну". А сейчас основной ресурс авиакомпаний составляют советские машины. Они потребляют много керосина, требуют больших вложений в техническое обслуживание и поэтому малоэффективны. Авиакомпании стараются летать по выгодным внутренним маршрутам - через Москву и Питер. Это делает поездку из одного края в другой значительно дороже, чем напрямую. Для внутренних перевозок наиболее эффективны маленькие самолеты, по 50 кресел. Но пока наша промышленность не выпускает их, а ввоз зарубежных обходится дорого, в том числе и из-за высоких таможенных пошлин.
Что касается высоких цен на авиакеросин, то Сергей Иванов сообщил: с этим уже разбираются Федеральная антимонопольная служба и правоохранительные органы. На данный момент из-за падения спроса на нефть ее цена на мировом рынке существенно снизилась - почти на 50 долларов. И цена авиатоплива за рубежом упала на 30 процентов. Однако в России авиационный керосин подешевел всего на 3-5 процентов.
Кроме того, по словам Сергея Иванова, топливо для авиаперевозок сейчас без 100-процентной оплаты не предоставляют даже крупным компаниям. В связи с этим периодически возникают проблемы с обеспечением топливом перевозок. За примерами далеко ходить не надо. Рейсы "Интеравиа" задерживались в том числе и из-за отказа заправлять самолеты в долг. Иванов напомнил, что подобная ситуация возникала некоторое время назад с компанией "ЭйрЮнион". И сообщил, что в дальнейшем кредитные организации будут обеспечивать оборотные средства для закупки авиакеросина. Как пояснили "РГ" в минтрансе, скорее всего речь о том, чтобы рекомендовать банкам с госучастием осуществлять кредитование авиапредприятий. По мнению представителей ведомства, их операционная деятельность должна поддерживаться по ставке, не превышающей ставку рефинансирования ЦБ больше чем на 5 процентов.
Для оздоровления ситуации на рынке авиаперевозок Сергей Иванов считает целесообразным сократить число авиакомпаний. "У нас в стране их слишком много. А если они владеют полутора самолетами, то это не авиакомпании", - отметил вице-премьер. По мнению экспертов, хорошим примером укрупнения должно стать создание новой национальной авиакомпании. Госкорпорация "Ростехнологии" и правительство Москвы завтра намерены провести первое собрание совета директоров "Авиалиний России". Таким образом, произойдет официальное слияние нескольких авиаперевозчиков.
Конечно, за день кардинальных изменений в отрасли не произойдет. Только долгосрочные и хорошо продуманные меры смогут исправить ситуацию в гражданской авиации. Минтранс сейчас готовит пакет таких предложений для правительства.