ХVI международный фестиваль "Зодчество-2008" в московском Манеже прошел под девизом "Исторический город и новая архитектура". Как отметил главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, этот девиз касается практически всех городов России, а столицы - в особенности.
Москва, как всегда, выступила лидером в развитии отечественного зодчества. Предотвратив вторжение небоскребов в пределы Садового кольца, она показала пример, как нужно относиться к историческому наследию, чтобы сохранить лицо города. Неудивительно, что "Бронзовую сову", награду Союза архитекторов Москвы, получил "Моспроект-3" за реализованный проект - возрождение Марфо-Мариинской обители. В прошлом году "Сову" дали за обновление Царицына "Моспроекту-2 имени Посохина".
А Александр Кузьмин указал на противоречия, в которые может вступать архитектура разных эпох в зависимости от выполняемых функций. Так происходит на территориях ряда московских больниц: Морозовской детской, 1-й Градской, детской Святого Владимира (Русаковской)... Все они являются памятниками культурного наследия, которые нельзя перестраивать, но в существующем виде они не удовлетворяют требованиям современных лечебных учреждений. Остается либо искать компромисс, либо менять функцию зданий. Удачным примером такой замены Александр Кузьмин назвал переезд 24-й клинической больницы из старинной усадьбы князей Гагариных на Страстном бульваре в новые, специально построенные для нее корпуса на Писцовой улице. А здание на Страстном отдано Дворцу бракосочетаний.
На фестивале было озвучено новое понятие - "зона стабилизации". Такие зоны появятся в новой редакции Генерального плана развития города до 2020 года. Это будут те территории (обычно микрорайоны), где жилой фонд находится в очень хорошем состоянии. В "зонах стабилизации" можно проводить лишь межевание, благоустройство и завершение комплексности застройки. Актуализация Генплана Москвы будет закончена в следующем году, и вопросы градостроительства закрепят законодательно.
Раздел Москвы на манежной выставке показал, что социальные объекты - приоритетное направление в работе московских зодчих. Даже известные мастера не пренебрегают такой "прозой архитектуры". Так, среди авторов проектов дошкольных учреждений есть Юрий Григорьев, первый заместитель председателя Москомархитектуры. Его детский сад на 220 мест выглядит довольно оригинально - в виде пчелиных сот. Смысл такой конструкции - в возможности изолировать отдельные помещения в случаях заболевания детей, а не вводить карантин во всем садике.
Уже третий год город строит по 100 детских садов и теперь перешел на ежегодную "норму" в 50 ФОКов. Многие из физкультурно-оздоровительных комплексов строятся по индивидуальным проектам в связи с трудностью размещения типовых сооружений в существующей застройке. Впервые в Манеже были показаны проекты малоэтажных жилых домов для многодетных семей. Это блокированные ряды трехэтажных коттеджей, сочетающие достоинства городских и сельских построек. Для них выделены участки в Щербинке, Косине, Толстопальцеве, Лианозове. Они нашли место даже в районе Ходынского поля. В этом году должно быть построено 40 тысяч квадратных метров такого жилья, что покроет потребности семей, имеющих 8 - 10 детей.
Фестиваль завершился торжественной церемонией вручения национальной премии в области архитектуры "Хрустальный Дедал". На этот раз ее отдали авторскому коллективу "Товарищества театральных архитекторов", возглавляемому Сергеем Гнедовским, за реализованный проект театра "Мастерская Петра Фоменко".